На минувшей неделе депутаты по всей стране пакетами принимали «антиковидное» законодательство. Процедуры проходили в режиме «законодательного форсажа». Это заметили граждане, которые заспамили соцсети глав регионов вопросами о том, как правильно соблюдать всё принятое, – настолько непонятны новые законы, написанные с колёс. Добрый десяток сториз в Instagram пришлось записать губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву, чтобы разъяснить суть всех новых мер. Народные избранники в регионах в частных беседах разводят руками: «А что вы хотите? Мы все на карантине».
Сейчас попасть на приём к своему депутату можно только дистанционно: все приёмные закрыты, а думы, как учреждения власти, находятся в состоянии повышенной готовности, которое больше напоминает осадное положение.
Например, в Тюменской области политическая жизнь если не схлопнулась полностью, то точно замерла, рассказывает депутат городской думы Тюмени Александр Чепик.
«Городская дума худо-бедно работает, но интересно за областной думой наблюдать: некоторые депутаты сидят по домам и ничего не делают, а деньги получают существенные. Возрастные депутаты вылетели с работы по понятным причинам, а молодые абстрагировались: кто-то из них сидит, дистанционно через помощника кнопки нажимает. Зачем такой орган власти областной нужен, если все из него пропали? Говорят, законы не работают, но о каких законах мы можем говорить, если законодательная власть, которая должна корпеть над законами, самоустранилась?» – говорит Чепик.
Лидер фракции КПРФ в Тюменской областной думе Тамара Казанцева подтвердила, что голосования проходят в заочном режиме.
«Такая форма ничего не даёт, некому высказать своё мнение. Просто пишешь: «за», «против» или «воздержался». Понятно, что такой способ работы неэффективен, а нас просто изолировали», – заключил собеседник.
В Тюмени усилен пропускной режим, в областную думу не могут попасть даже помощники на общественных началах. До эпидемии для входа хватало бумажного удостоверения. Кроме того, по факту невозможно передать оригиналы документов или письменные обращения. Подвис и вопрос проведения осенних выборных кампаний. ЦИК отменил голосования, которые были назначены на апрель-июль, что будет с сентябрём – неизвестно: избиркомы молчат, партийные конференции и праймериз не провести, потому что уставы партий предполагают только очную форму выдвижения кандидатов. При этом предвыборные кампании по плану должны стартовать уже в мае-июне этого года.
Привыкают к новой ситуации и в Ханты-Мансийском автономном округе. В Югре депутаты внесли изменения в регламент и теперь собираются перед веб-камерами в установленных и закреплённых за народными избранниками разных частях административных зданий.
«Думаем, что надо быть готовым ко всему, но логика подсказывает, что перенесут [выборы]. Понятно, что стратегически перешли на интернет-агитацию, понимая, что население находится на самоизоляции. Учимся работать в новых условиях», – поясняет депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Алексей Савинцев.
Парламентарии на Ямале работают в режиме заочного голосования. Вживую депутаты собирались последний раз перед введением режима самоизоляции. На апрельское заседание лично придут только те депутаты, которые живут в Салехарде, говорит источник «Октагона», знакомый с ситуацией.
При этом штрафные санкции для нарушителей режима самоизоляции правительство Ямала либо принимало без участия депутатов, либо просто применяет их, пользуясь федеральным законодательством.
«Все замерло. Голосуем только по чему-то срочному заочным голосованием. Иногда кажется, что коллеги и даже сами авторы документов не читают законопроекты», – рассказывает собеседник «Октагона» в заксобрании.
Сказанное подтверждает и депутат от ЛДПР Иван Вершинин: «Политические процессы во многом затормозились. На Ямале и так не очень активная политическая жизнь в сравнении с тем же Екатеринбургом, а сейчас и вовсе всё приостановилось на фоне эпидемии. Коллеги из исполнительных органов занимаются решением вопросов, связанных с проблемами по мерам против пандемии. Депутаты ограничили проведение мероприятий, встреч. Только дистанционно обрабатываем обращения», – говорит он.
Исключением в работе региональных дум можно назвать лишь свердловский парламент, где законотворцы ещё собираются под одной крышей и имеют возможность более-менее полноценно работать, правда, соблюдая меры предосторожности и социальную дистанцию.
«Комитеты идут, готовимся к заседанию, жизнь не останавливается, – рассказал депутат Вячеслав Вегнер, но добавил, что «политику» пришлось на время забыть. На повестке – меры поддержки и помощь пострадавшим от эпидемии коронавируса. – Живая работа депутатов сейчас смещена в сторону волонтёрства по понятным причинам. Это раздача масок, организация раздачи продуктовых наборов для малоимущих граждан. Есть, правда, товарищи, которым нечем заняться (речь идёт об инициативе КПРФ. – τ.), и они требуют национализировать авиакомпании, но адекватные люди заняты настоящей работой».
Заседание во вторник провела городская дума Екатеринбурга, которая на несколько недель самоизолировалась. В аппарате думы решили, что большой зал ЦУМа, куда изначально хотели переселить депутатов, позволит обеспечить дистанцию между депутатами в 1,5 метра, рекомендованную для профилактики распространения коронавируса. Места народным избранникам потребуется немало, потому что на заседаниях должны присутствовать и специалисты из аппарата, которые регулируют работу думы, и эксперты.
Спикер Игорь Володин потребовал, чтобы перед заседанием все депутаты сдали тесты на коронавирус. Отметим, что как минимум депутаты гордумы Тимофей Жуков и Алексей Вихарев находятся в зоне риска, потому что занимаются активной волонтёрской деятельностью.
И всё же основные законы принимаются в Госдуме. Депутаты работают, на заседания допускают тех, кто прошёл тест на коронавирус. Но аппарат Госдумы перёшел на удалённую работу, парламентариям приходится обходиться без когорты помощников.
«Руководители [фракций] ругаются. Раньше под рукой была куча исполнителей, а теперь все секретариаты стоят пустые», – говорит заместитель руководителя аппарата фракции КПРФ в Государственной думе Сергей Обухов.
По его словам, такая ситуация заметно снижает качество работы депутатов: «Я вижу, что дума изолирована от любой другой повестки, кроме той, которая нужна правительству. Покупку Сбербанком самого себя кто-то обсуждает, «Роснефть» кто-то обсуждает? Бордюрную плитку обсуждают? Законность или незаконность карантинных мер тоже не обсуждают. Депутаты Госдумы QR-кодов не вводили, ЧП не объявляли. О том, как меняется закон в стране, мы узнаём из источников ТАСС в правоохранительных органах. Вот собеседники что-то там сообщили, и теперь у нас новая реальность правовая. Мы живём в сером правовом поле», – возмущается Обухов.
Напомним, что федеральный режим самоизоляции продлится до 30 апреля. Власти регионов с более благоприятной ситуацией по COVID-19, пользуясь правом, предоставленным президентом, сократили сроки «карантина».