Найти в Дзене

Нужен ли вальс Дагестану?

Свадебный сервис в нашей республике можно практически выделить в отдельный сектор экономики, столь велики и денежные обороты, и масштаб покрытия населения «свадебной инфраструктурой» - банкетными залами, салонами красоты, автопрокатами и прочим в Дагестане.

При этом влияние европейской свадебной культуры на дагестанскую традицию проявляется отчетливо. Речь даже не идет о свадебном наряде молодоженов – белом платье и деловом костюме, уже давно ставшими неотъемлемой частью всего действа.

Дело в традициях, которые за последние пять-десять лет всё плотнее находят своё место в свадебной традиции Дагестана. Как видно из начала статьи, эти же процессы характерны и для других мусульманских стран и регионов СНГ.

Отдельно отметим, что влияние русской культуры на кавказскую не ограничивается лишь свадебными традициями. В Дагестане уже стало практически обязательным элементом официального этикета встречать публичных фигур – будь то политиков или известных спортсменов – с хлебом и солью.

Встречается и адаптированный к горской специфике вариант этой русской традиции – предлагать гостям попробовать лаваш с брынзой. Хоть это и выглядит аутентично, но калька с русской традиции очевидна.

С другой стороны, можно отметить, что влияние одной традиционной культуры на другую происходит в XXI веке, когда по всему миру традиционная культура уступает место укореняющимся глобальным обычаям. Это свидетельство того, что традиционная культура в наш век может жить и развиваться, если она привлекательна.

Надо отдать должное, это действительно очень красивая русская традиция, имеющая большое символическое значение и занимающая особое место в русском фольклоре. Однако огульное внедрение традиций других народов может негативно сказаться на сохранности своей собственной.

Данное суждение справедливо и в отношении свадеб. Можно не без преувеличения сказать, что свадебные обряды зачастую формируют моральные ориентиры общества. Ведь общеизвестно, что свадьба у друзей или родственников, наряду с похоронами, является одним из самых важных и заметных событий в жизни человека и общества, сопровождающихся богатой церемониальной составляющей.

Конечно, вряд ли можно себе представить, чтобы представитель власти в России, в том числе Дагестане, занимался регулированием порядка проведения свадебных церемоний. Этот вопрос регулируется обществом самостоятельно.

Безусловно, дело каждого решать то, какой будет свадьба, что будет надето на молодых, что они будут танцевать и будут ли танцевать вообще. Но что точно можно отметить, так это то, что существуют конкретные вещи, выводящие отдельно взятую свадьбу из критериев дагестанской свадьбы, так как они не присутствуют в кавказской культуре, либо противоречат ее ментальности и мировоззрению.

Одним из таких элементом как раз и является вальс. Этот романтичный танец полюбился многим и в Дагестане. Можно долго спорить о том, хорош сам танец или плох – это субъективный момент и достичь единства в этом вопросе вряд ли получится.

Но совершенно точно, что главный посыл танца – физическая близость между двумя возлюбленными, их тесное соприкосновение как некий символ единения, причем на глазах публики, является неприемлемым в горском этикете.

Традиционное мировоззрение дагестанцев и кавказцев в целом ориентировано на полное табу публичной демонстрации в какой-либо форме любви между возлюбленными – будь то объятия, ласка, поцелуй, заигрывания.

В адатах справедливо подразумевается, что проявление любви мужчины к женщине и наоборот является строго интимным делом и касается только их двоих. Да и согласитесь, публичная демонстрация своих чувств зачастую лишает их искренности.

Это четко демонстрирует и танец лезгинка, где партнеры не могут касаться друг друга. Принцип «неприкосновения» является отправной точкой для всей остальной социальной модели поведения. В данном случае адаты соответствуют и религиозным канонам, в которых проявление любви между мужчиной и женщиной на публике запрещено.