Использование пассажирских беспилотных автобусов практикуется уже в нескольких странах мира. Однако сейчас транспорт без водителя за рулем проходит тестовую эксплуатацию и доверяют ему исключительно простые маршруты. В Австрии пробный заезд беспилотного автобуса Navya SAS завершился аварией — шаттл наехал на женщину, спешившую на работу.
Обстоятельства ДТП
Французская организация «Navya» запустила разработку автономных автобусов еще в 2015 году, и сейчас они используются уже в 16 странах мира, насчитывая парк из 100 машин. Австрия — не исключение. В Зеештадте, новом районе Вены, с 6 июня проводился тест-драйв двух беспилотных шаттлов в рамках программы «Будущее мобильности». Они подвозили пассажиров до ближайшей станции метро.
Однако испытание одного из автобусов закончилось ДТП. 18 июля пассажирский транспорт, двигаясь со скоростью 12 км/час, наехал на 30-летнюю женщину. Она переходила проезжую часть и не обратила внимания на бесшумно надвигающийся автобус. Серьезных травм женщине авария не нанесла — удар пришелся по ногам, зафиксированы ушибы тканей и немногочисленные царапины.
Сейчас уполномоченными службами устанавливаются все обстоятельства случившегося. Выясняется, почему автобус не затормозил, учитывая, что в салоне находился оператор, контролирующий тестовую эксплуатацию.
По словам очевидцев, женщина не успела среагировать на транспорт, поскольку была занята разговором по телефону, в ее ушах находились наушники.
Продолжится ли использование автономного транспорта
После дорожного происшествия транспортная компания Вены решила приостановить испытания до выяснения обстоятельств. Проведение пробных поездок было запланировано до 2020 года.
Производители автобусов быстро отреагировали на инцидент. Представитель компании «Navya» заявил, что специалисты уже разбираются в технических моментах происшествия, приступили к анализу логов. По результатам экспертизы будут озвучены причины аварии.
Известно, что автобусы обеспечены датчиками и сенсорными устройствами, препятствующими столкновению с преградой. Специалисты выясняют, почему они не сработали, а также причину невмешательства тестирующего машину водителя.
Отразится ли происшествие на испытаниях автономных автобусов в иных городах и странах, «Navya» не сказали. Однако транспортные компании предполагают, что инцидент станет причиной ужесточения требований властей Австрии к беспилотным машинам.
Венская авария с участием беспилотника — не единственная
Австрия — не единственная страна, где проводятся тест-драйвы автономного транспорта. Беспилотные автобусы Navya постепенно внедряются и другими странами мира, например, с апреля 2019 года начались испытания в Норвегии.
Аварии с участием такого вида транспорта — редкость, но все же встречаются. В ноябре 2017 года в США автобус Navya в переулке столкнулся с грузовиком. Последний давал задний ход и задел колесом бампер беспилотника. Однако виноватым признали водителя грузовика, который необъективно оценил расстояние до транспортного средства.
Причиной невмешательства оператора беспилотника назвали его удаленность от контроллера управления. После этого компания-производитель обязала водителей держать устройство вблизи.
Известны аварии с автономным транспортом других компаний:
- Одна из трагедий произошла в 2018 году в США с беспилотной автомашиной Uber. Женщина на велосипеде пересекала дорогу в неположенном месте и была сбита автомобилем. 49-летнюю Элейн Херцберг доставили в больницу, но от полученных травм она погибла. В ходе расследований было установлено, что у тестируемого кроссовера Volvo XC90 была отключена система аварийного торможения, а женщина-оператор не наблюдала за дорогой.
- В 2016 году происшествие, повлекшее смерть человека, случилось с автопилотируемой машиной Tesla. Транспортное средство столкнулось с трейлером, пересекавшим шоссе. При этом погиб оператор, тестирующий беспилотную машину. При расследованиях неполадок в программном обеспечении авто не выявили.
Общие сведения о беспилотных автобусах Navya
Мировые транспортные компании считают перспективным применение автономного транспорта для перевозки пассажиров. Модель беспилотного автобуса Navya считается безопасной, что установлено в ходе многолетнего тестирования.
В машине отсутствуют руль и педали, максимально возможная скорость достигает 45 км/час. Во время тестов в автобусе присутствует оператор, но в дальнейшем его участие в управлении не предусмотрено.
Компания Navya продвигает автономный транспорт для работы на объектах промышленности, территориях аэропортов и больниц, в жилых кварталах города, развлекательных парках и так далее.
В России также проводятся тестирования беспилотного транспорта, рассчитанного на 20 пассажиров. Разработку и внедрение технологий ведут компания «Волгабас» и инновационный центр «Сколково».