Найти тему
Василина Могутова

почему самолёты сбрасывают топливо перед посадкой?

представьте следующее - вы удобно сидите в кресле у окна самолета, когда вдруг замечаете что из крыла вырывается струя белого пара. неужели с самолетом что-то случилось? вас ждет крушение? не стоит паниковать. в этот момент пилоты выполняет стандартную процедуру, которая называется слив топлива. и почему они избавляются от топливо, которое кстати стоит немалых денег, это уже другая история. слив топлива во время полета довольно распространенная процедура, и пилоты выполняет ее намеренно. на первый взгляд может показаться, что они выбрасывают деньги на ветер.посудите сами, самолет среднего размера, например, боинг 737-300, разработанный для полетов на короткие и средние расстояние использует примерно две с половиной тонны топлива за час полета. цена авиационного топлива составляет более 600 долларов за тонну, а это значит, что во время полета на таком самолете вы будете тратить примерно полторы тысячи долларов за летный час. другими словами, если самолет летит из нью-йорка в лос-анджелес,что и занимает четыре с половиной часа, он сжигает топлива примерно на 7 тысяч долларов. внушительная сумма. так давайте узнаемя зачем пилоты выбрасывает в  воздух целое состояние? оказывается, в некоторых ситуациях слить топливо дешевле, чем использовать другие альтернативы. самолеты должны быть легче при посадке, чем при взлете на целых 100 тонн. ведь во время приземления на шасси ложится огромная нагрузка. поэтому, чем меньше будет вес воздушного судна, тем лучше. если вдруг самолет не использует нужное количество топлива до посадки, приземление будет жестким, что может привести к серьезным повреждениям. с другой стороны, пилотом не всегда нужно заботиться об оставшемся топливе. потому что проблема решается сама собой.во время полета, коммерческая судно сжигает почти все свое топливо, и к моменту прибытия уже достаточно легкое,чтобы совершить безопасную посадку.но иногда случаются экстренные ситуациии,и самолетам приходится садиться намного раньше запланированного времени. именно тогда и применяется слив топлива. обычно это происходит непосредственно перед посадкой. давайте предположим, что сразу после взлета капитан смирнов узнаёт о неисправности на борту, или о том, что одному из пассажиров срочно требуется медицинская помощь. конечно, пилоты могут жечь топливо, кружа над аэропортом с открытыми закрылками и выпущенными шасси. таким образом топливо расходуется быстрее, но безусловно такой маневр не исправит ситуацию, если пассажир нуждается в экстренной госпитализации, и каждая минута на счёту. а тогда приходит время для слива топлива. не многие знают, что большая часть топлива хранится в крыльях воздушного судна. поэтому пилот нажимает кнопку в кабине, включается сложная система насосов и клапанов, и топливо сливается через специальные выпускные отверстия в крыльях. эта умная система избавляется от тонн топлива за минуту, а именно этот процесс вы наблюдаете со своего кресла в окна с другой стороны. не у всех самолетов есть такая сложная система. узкофюзеляжные самолеты,например boeing 757 или airbus a320 лишены возможности сбрасывать топливо. этой функцией обычно обладает только большие воздушные суда, у которых есть дополнительные топливные баки. тогда какие альтернативы остаются у маленьких самолетов? ну чтожя у них остается только один выход - садится с перевесом. к сожалению, в таком случае повреждения у самолёта будут очень серьёзными, а ремонт намного более дорогостоящим, чем стоимость сброшенного топлива. кроме того, в подобных условиях самолет может в принципе не остановиться вовремя. при худшем раскладе, посадка с перевесом может закончиться пожаром и взрывом топлива. вот почему, если позволяет конструкция самолета, пилоты предпочитают сбросить лишнее топливо, и не рисковать человеческими жизнями. и все-таки, процедура слива топлива происходит довольно редко. в процессе сброса пилотом часто помогают диспетчеры. они следят за тем, чтобы вблизи этого самолета не оказались другие воздушные суда. все это конечно здорово, но если серьезно, мне что, теперь нужно открывать зонтик каждый раз, как надо мной будет пролетать самолет? вдруг он начнет сливать топливо прямо на меня? успокойтесь, волноваться не о чем. большая часть топлива испаряется в воздухе не достигнув земли. однако, это происходит только в том случае, если погода теплая и самолет находится на высоте более полутора тысяч метров. с точки зрения загрязнения окружающей среды это звучит просто ужасно. но горькая правда заключается в том, что так или иначе авиационное топливо все равно оказывается в атмосфере. кстати, в самолетах всегда больше топлива, чем нужно для того, чтобы просто преодолеть путь от пункта а к пункту б. перед отправлением капитан смирнов должен убедиться, что в его самолете достаточно топлива на случай различных экстренных ситуаций, поэтому, общий объем горючего включает в себя топливо, которое необходимо воздушному судну при взлете, наборе высоты, полете, снижение и посадке. это топливо также будет использовано, если самолета придется сесть в другом аэропорту. а резервное топливо понадобится в случае непредвиденных ситуаций. например, сильного встречного ветра и задержки посадки. топливо расходуемые при рулении на земле, и дополнительное топливо на случай различных экстренных ситуаций, вроде поломки двигателя. неудивительно, что самолету нужно избавиться от всего этого запаса для безопасной посадки. вот вам пример из реальной жизни. 29 декабря 2014 года рейс компании virgin atlantic вылетел из аэропорта гатвик, чтобы взять курс на лас-вегас. вскоре после взлета пилоты обнаружили, что шасси под правым крылом заклинило, и она не убралась внутрь. им ничего не оставалось,как вернуться и сесть. однако, это был boeing 747, который часто называют jumbo jet. огромная 4 двигательная машина. он готовился к длительному перелету, поэтому был слишком перегружен топливом, чтобы спокойно сесть сразу после взлета.а еще не забывайте о неисправным шасси.вначале пилоты попытались резко снизить высоту до 3000 метров, чтобы разблокировать шасси.когда это не сработало они начали кружить на низкой высоте, чтобы сжечь топлива. хитрость в том, что чем ближе самолет к земле, тем больше топлива он сжигает. на крейсерской высоте полета плотность воздуха намного ниже, и его сопротивление тоже, так что, воздушному судну не требуется много топлива. как бы то ни было, после нескольких часов кружения, пилоты наконец-то сбросили достаточно горючего, чтобы сесть. им удалось мягко посадить самолет даже с неисправным шасси, и более 450 пассажиров, а также члены экипажа не пострадали.