Первая треть 20-ого века была временем серьёзных социальных преобразований и бурного технического прогресса. С развитием профессиональной звукозаписи, повсеместное распространение джаза стало вопросом времени. Новоорлеанские музыканты начали перебираться в северные штаты, а после вступления Америки в Первую мировую войну (1917 г.) и превращения Нового Орлеана в военный порт, это явление приобрело масштабы массового переселения.
Новой столицей джаза стал город Чикаго. Так начался важнейший период в развитии этой музыки, и возник стиль, который сейчас принято называть "чикагским джазом".
Дорогие читатели, подписывайтесь на канал:
zen.yandex.ru/id/5e81e873439e100e52a49773
На случай, если вы пропустили первую статью цикла об истории джаза:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e81e873439e100e52a49773/jazzchast-1-5e8a0a4be75b2d4c5c1bde66
Глава 2. Чикагский джаз
Жители Чикаго оказались весьма благодарной публикой, и к 1920-ым годам джаз стал самой модной и востребованной музыкой. Люди, независимо от социального положения и цвета кожи, легко поддавались обаянию этих мелодий и зажигательных ритмов, поэтому танц-площадки, бары и рестораны Чикаго с удовольствием распахнули перед музыкантами свои двери.
- В 1918 году в Чикаго из Нового Орлеана переехал корнетист Джозеф "Кинг" Оливер и через некоторое время собрал свой собственный ансамбль " King Oliver’s Creole Jazz Band ", в котором в разное время играли такие музыканты как Луи Армстронг, Джонни Доддс, Лил Хардин и другие. Начиная с 1923 года Оливер сделал ряд записей, которые бесспорно являются хрестоматийными.
King Oliver's Creole Jazz Band - Camp Meeting Blues (1923 г.)
Характерными особенностями записей бэнда Оливера Кинга являются многоголосная фактура, переклички двух корнетов и продуманные аранжировки, однако здесь ещё нет двух важных элементов джазовой музыки - импровизационности и противопоставления яркого соло и ансамбля.
- Важную роль в развитии джаза сыграли ансамбли, игравшие в стиле "диксиленд" (dixie - разговорное название юга США; считается,что оно произошло от распространённой в то время в южных штатах 10-долларовой банкноты с французской надписью Dix (10) на обороте). Изначально это был общий термин для обозначения всех "белых" коллективов, приехавших с юга и игравших в характерной новоорлеанской манере, но позже это название закрепилось за целым направлением джазовой музыки. Чикагскому диксиленду свойственна более плавная мелодика; регтаймовые синкопированные ритмы уступили место равномерной четырёхдольной ритмике и офф-битовой пульсации (опора на 2 и 4 доли). Яркими представителями стиля являются такие ансамбли, как: "Tom Brown's Band from Dixieland","New Orleans Rhythm Kings", "Bix and his Rhythm Jugglers" и другие.
New Orleans Rhythm Kings - Eccentric (1922 г.)
Со временем музыка чикагских диксилендов приобрела черты, свойственные более позднему формату джазового ансамбля - Биг-бэнду. Мелодии стали простыми и лиричными (так называемый sweet-style), а коллективы по составу всё больше походили на духовые оркестры.
Fred Hamm and his orchestra- He, she and me (предположительно 1929 год)
- В истории джаза есть человек, который в равной степени является новатором и популяризатором этого жанра. Этот человек - Луи Армстронг. Значение его персонального вклада в развитие джаза и всей популярной музыки в целом трудно переоценить. Он родился в 1901 году в Новом Орлеане и с раннего детства был окружён музыкой. Игре на корнете Луи учился у Кинга Оливера, а когда тот уехал в Чикаго, он занял его место в ансамбле Кида Ори. На тот момент Луи Армстронгу было всего 17 лет, но в музыкальной среде Нового Орлеана он уже считался профессионалом высокого уровня.
В 1922 году, по приглашению Кинга Оливера, Армстронг переехал в Чикаго и стал вторым трубачом его коллектива "Creole Jazz Band". Луи был представителем традиционной новоорлеанской джазовой школы, но он быстро учился и не боялся экспериментировать, поэтому вскоре выработал своё собственное звучание и неповторимый стиль игры. Во многом благодаря его яркой сольной подаче, ритмичности, доведённой до предела, и характерной пульсации в музыкальных фразах (то, что впоследствии стало называться свингом), джаз обрёл те черты, которые отличают его от любой другой музыки.
Louis Armstrong and His Hot Five - Heebie Jeebies (возможно, первая в истории запись, на которой используется манера пения "скэт")
В Чикаго Армстронг создал ансамбль "Louis Armstrong and His Hot Five", в качестве солиста работал в оркестре Кэррола Диккерсона, играл в дуэте со знаменитым пианистом Эрлом Хайнсом, именно в этом городе он перешёл с корнета на трубу (он считал её звук более ярким). В 1924 году Луи подписал контракт на работу в оркестре Флетчера Хендерсона и на некоторое время покинул Чикаго. В 1929 году Армстронг с супругой окончательно перебрались в Нью-Йорк: это событие ознаменовало собой начало нового периода в истории джаза -эпохи Биг-бэндов.
Спасибо за внимание!
Я обязательно продолжу рассказ об истории джаза в следующих статьях!
Подписывайтесь на канал zen.yandex.ru/id/5e81e873439e100e52a49773
Ставьте лайки, буду особенно рад комментариям:)
В следующих публикациях:
-Немного о фотографии
-Кинематограф в 21 веке
Ознакомьтесь с другими публикациями:
- Размышления о том,что может повлечь за собой карантин:
- Нарратив о красивейших фильмах:
- Статья о талантливых личностях, не доживших до преклонных лет:
- Трансляции каких театров мира можно посмотреть бесплатно во время карантина:
- Бесплатные трансляции из филармоний, музеев и картинных галерей:
- Гении сценарного мастерства:
- История джаза(1 часть) :
https://zen.yandex.ru/media/id/5e81e873439e100e52a49773/jazzchast-1-5e8a0a4be75b2d4c5c1bde66
- Витторио Стораро: живой классик кино:
- Музыка на карантине:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e81e873439e100e52a49773/muzyka-na-karantine-5e96202e986c916d56ee9cec