Командующий войсками 4-го Украинского фронта. Чехословакия, 19 апреля 1945
Опубликовано в рамках проекта «Настоящий 1945»
До 11 часов работал на КП фронта, звонил в армии. Занимался вопросами управления штаба.
В 17.00 войска Москаленко ведут атаку. Немцы свирепо огрызаются, ведут обстрел НП. Я приказал тов. Москаленко готовить к ночи две дивизии, которые находились в резерве, чтобы они усилили атаку.
Говорил с Курочкиным. Докладывает: войска продвигаются, но очень медленно. Противник сидит в железобетонных укрытиях и ведёт бешеный огонь.
Влево от НП за рекой Опава — имитированные заводы (построенные из фанеры и других дешёвых материалов). Здесь противник имитировал заводы Моравской Остравы. Но, к его сожалению, ни одна наша бомба, ни один наш снаряд не были пущены в это хитрое сооружение. Обманывать тоже нужно уметь. Я помню, как мы заставили немцев бомбить ложный аэродром под Сталинградом в районе Ахтубы. Немцы каждую ночь его бомбили на протяжении месяца, тысячи бомб выбросили в пустое место. Вот это обман.
В этом же блиндажике устроили нам завтрак. С утра не ели. Завтракали с аппетитом, вспоминали Сталинград, говорили о Моравской Остраве, о её значении и о том, как отзывается противник о нашем наступлении.
Переговорив по телефону, я попросил адъютанта тов. Михнева снять сапог с больной ноги (ещё не зажила сталинградская рана, которая там усугубилась) и резиновые чулки. Весь день на ногах и в большом напряжении. Задремал на нарах, несмотря на сильный холод. Адъютант накрыл меня своей шинелью.
Время уже 23 час. 30 мин. Ночь пасмурная, ни луны, ни звёзд. Дождь перестал. Медленно вспыхивают, взлетают осветительные ракеты над передним краем и, дрожа, медленно гаснут. Глухо рвутся снаряды и изредка трещат пулемётные очереди. Где-то ревут буксующие грузовики.
В 24 часа Сандалов по телефону прочитал текст боевого донесения. Я приказал поставить мою подпись и отправить в Москву. Я ему сказал, что останусь здесь, посмотрю ночные действия активной группы тов. Москаленко.
Я вышел на бруствер, но боя не видно. На правом фланге догорают вечерние пожары. Прямо перед нами за хребтом, занимаемым противником, появилось огромное зарево. Это, по-видимому, наша дальнобойная артиллерия или авиация зажгла склады противника. Вот они и горят.
Источник: Ерёменко А. И. Дневники, записки, воспоминания. 1939–1946. М.: Росспэн, 2013.
Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии.
Знакомьтесь с другими персонажами проекта в блоге «Настоящий 1945», а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.