Найти тему
Чё, деловой!

В Китае назвали основной недостаток ударных вертолетов России

Качественный скачок России в развитие вертолетостроения, вызывает в ряде стран мира довольно противоречивые оценки, в частности в Китае. Где в целом, на фоне развития собственного вертолетостроения и попыток выйти на международный рынок со своей продукцией, назвали основной недостаток российских ударных вертолетов!

Да, да. В Китае, где "без году неделя" появилась своя школа вертолетостроения, назвали основной недостаток российских ударных вертолетов!

Удивлены?

Я удивлен, но удивлен тому, что в данном конкретном случае есть то, с чем можно и даже пожалуй нужно согласиться!

Но, давайте, традиционно, все таки начнем с подробностей произошедшего.

Итак, авторы довольно популярного китайского издания "Ifeng" ("Феникс") опубликовали материал. В котором оценивая российские ударные вертолеты, такие как Ми-35М, Ми-28 (НМ) и Ка-52 заявляют, что на сегодня именно наличие большого количества различных моделей является основным недостатком наших ударных вертолетов.

Причем авторы описывая технические характеристики наших винтокрылых машин отмечают, что на сегодня они одни из самых мощных в мире и способны выполнять различные поставленные боевые задачи, а так же составляют серьезную конкуренцию США.

Так, по утверждению, именно наличие множества различных модификаций и моделей, стоящих на вооружении нашей страны, требует к себя индивидуального похода в техническом обслуживании. Что является главным недостатком наших ударных вертолетов!

В общем и целом отмечается, что у России на сегодня находится на вооружении множество различных моделей вертолетов, которые отличаются между собой не только по производителям, но и по технической составляющей. Где большинство запасных частей и комплектующих, строго индивидуальны для каждой модификации вертолета. Что в свою очередь создает целый ряд сложностей как в эксплуатации, так и в их техническом обслуживании.

Причем отмечается, что в России есть два производителя ударных вертолетов. Где каждый из производителей представляет свои ударные вертолеты, причем даже не по одной модели. Которые мало того, что кардинально отличаются в конструкции, так еще и имеют совершенно различное вооружение и авионику. Что в свою очередь, по мнению экспертов китайского издания, создает дополнительные трудности в логистике обслуживания и приводит к большим финансовым затратам на содержание всего парка вертолетов.

При этом авторы материала приводят в качестве примера США. Утверждая, что именно их подход в этом плане лучше и практичнее чем у России! Так как в Соединенных штатах, оказывается нет "дублирующих" моделей вертолетов, созданных для выполнения одних и тех же задач.

Так, авторы подчеркивают, что у США на вооружение стоит всего два ударных вертолета, это AH-64 "Apache" и AH-1 "Cobra". У которых есть различные модификации, но все они абсолютно идентичны в своей конструкции и имеют принципиально разные условия применения. Что облегчает их содержание.

И в отличие от России, у которой каждая модель совершенно разная и имеет свои характерные отличия как в конструкции так и в авионике, штаты выигрывают в плане затрат на содержания и обеспечения вертолетов комплектующими, а так же содержания производства по выпуску.

И при всем этом, авторы особо подчеркивают, что Россия не спроста имеет много различных моделей ударных вертолетов. Так как каждая модель разработана для выполнения своих боевых задач в различных регионах, климатических и ландшафтных условиях, с получением наибольшей эффективности.

Вот что можно сказать?

С одной стороны надо отметить, что в чем то авторы китайского издания правы, у России так уж сложилось есть два производителя вертолетов и каждый производитель кардинально отличается друг от друга во всем!

Да, надо признать это создает некие затруднения в техническом обслуживании. И как правило создает необходимость наличия совершенно разных производственных цепочек, что в свою очередь приводит к дополнительным материальным издержкам. А так же сложностям в своевременном обеспечении запасными частями.

Вот тут, как говорится не поспоришь и с этой стороны авторы китайского издания правы.

Однако, это действительно так - если смотреть на ситуацию в плане наличия различных модификаций одной и той же модели ударного вертолета. На примере того же Ми-35М у которого, в отличие от его предшественников, а вернее "сородичей" Ми-24, есть серьезные конструктивные отличия. Хотя внешне они мало чем отличаются!

А с другой стороны наличие "дублирующих" ударных вертолетов, предназначенных для выполнения одних и тех же боевых задач, обусловлено необходимостью создания здоровой конкуренции и дальнейшего развития! Что, как понимаем привело к развитию совершенно разных школ отечественного вертолетостроения.

Но, если учитывать особенности каждого из производителей и заложенные характеристики, мы видим, что данный шаг вполне оправдан. Где каждый ударный вертолет вроде как и выполняет одни и те же задачи, но с существенными отличиями в так называемом "уклоне" применения.

Так например применение вертолетов Ка, с его соосной схемой расположения винтов, в районах высокогорья или прибрежных и морских территориях, где зачастую ветер непредсказуем, просто не заменим. И наоборот в зоне активных боевых действий Миливские машины, известные своей живучестью, отталкивают на второй план ударные вертолеты Ка.

Простыми словами оба производителя создали свои ударные вертолеты у которых есть свои плюсы и минусы! И сравнивать их конечно очень сложно. Но по факту надо отметить и согласиться с экспертами китайского издания, данная проблема действительно есть, кардинально отличающиеся конструкции вертолетов, требуют наличия производственных линий для выпуска не только отдельных узлов, но и всего вертолета в целом.

Коллаж моего представления происходящего!
Коллаж моего представления происходящего!

И тут как не крути, но сегодня в условиях сложной экономической и политической обстановки, с целью сокращение дополнительных затрат нашей стране необходимо идти по пути унификации производства.

Конечно да, на конкретном примере это может привести к потере одной из школ вертолетостроения. И самое интересное во всем этом то, что Россия уже идет по этому пути! Где завершенная консолидация производств Ми и Ка говорит по сути о слияние школ, и что в конечном итоге выйдет из этого, по-моему, никто не знает! Но предположить можно, что все таки будет одна из школ будет, рано или поздно, поглощена другой.

Но все таки, надо понимать, что перед нашей страной уже становится очевидным необходимость выбора совершенно другой концепции наличия и развития собственных конструкторских школ. И в Китае правильно отметили, что большое количество различных моделей ударных вертолетов, да и не только вертолетов, создает необходимость для России содержания целых производств и производственных цепочек. И все это ради необходимости своевременного материально технического обеспечения всего парка военной техники!

То есть, с одной стороны согласится можно и нужно.

А с другой стороны чем это может обернутся для нашей страны?

Да ни чем "плохим" и если кто-то считает, что на примере вертолетов может привести к потере одной из школ. Увы тут ничего не поделаешь. Сохранять научно-технический задел надо, но надо его сохранять качественно, или в крайнем случае экономически эффективно! Чтобы снизить ненужные затраты и поднять эффективность производства за счет снижения стоимости при массовом выпуске однотипной продукции.

А еще тут надо учитывать немаловажный момент, что все таки сейчас Россия уже подошла к этому выбору и соответственно в сложившейся ситуации, как вариант есть выход из положения - обновить парк военной техники с учетом всех потребностей и вызовов современности, путем избавления от "старой" техники, требующей наличия обязательного отдельного производства комплектующих!

Да это дорого, но это позволит в итоге сократить затраты на содержания производства и создать более эффективную технологическую цепочку! Что даст возможность снизить оперативные расходы. А так же создаст стимул для развития более жесткой конкуренции среди конструкторских школ. Что в итоге приведет к качественному скачку и необходимости перехода на выпуск "гражданской" продукции, предприятиями которые окажутся не у дел.

Но есть и минус во всем этом. Наша военная техника, которая отличается от всех в мире своим внешним видом и очертаниями станет, скажем так "безликой" и однотипной, как практически вся военная техника в мире!

Нужно ли нам это?

Считаю что да, так как эффективность и доступность военной техники с учетом создания в любое время достаточного количества запасных частей, необходимого для обслуживания и подержания в полной боевой готовности всего парка военной техники - повышает в конечном итоге её применение и снижает стоимость за счет массовости производства! Тем самым увеличивая покупную способность самого государства в качестве заказчика и увеличит оборонную способность нашей страны за счет увеличения количества военной техники!

А то как у нас в России происходит? 200 единиц одной техники, 300 единиц одной модификации, 500 единиц другой модификации и для каждой нужно производить отдельные узлы и запасные части. Что создает необходимость выделения отдельных производственных мощностей для, зачастую, единичного производства!

И вот с этой целью все таки надо нашей стране пройти через этот этап своего развития и создать эффективное производство!

Что касается конструкторских школ и специалистов, тут скажем так все будет все зависеть от их гениальных идей, способных конкурировать и предлагать выбрать лучшее из предложенного.

А иначе без конкуренции прогресс развития остановится. И Россия может столкнуться с проблемой США и многих других западных производителей вооружения, которые поделив между собой области и ниши стали в них, своего рода "монополистами". И предлагая одну модель, пользуясь отсутствием конкуренции, получают на нее заказы, а эффективна она или нет - как понимаем уже дело десятое!

Тем самым этот момент прямо противоречит мнению авторов китайского издания. Что в итоге создает необходимость сделать вывод, что наличие большого числа моделей и их модификаций действитель представляет из себя серьезный "минус" для эффективного производства. Но именно конкуренция которая существует среди конструктосрких бюро просто необходима для дальнейшего развития и прогресса. Тем самым делая нашу венную технику самой лучшей и востребованной в мире!

И не важно сколько у нас моделей - главное, что они все признаны эффективными во всем мире, и дают стимул к дальнейшему развитию вертолетостроения. Где некоторые из из наших ударных вертолетов уже обошли наших конкурентов. Но, что в итоге выберет наша страна - технологическое развитие или экономическую целесообразность, сказть сложно, так как и то и другое нужно России. А в идеале все и сразу!

Как то так.

Спсибо за прочтение!

Ставим лайки и подписываемся на канал.