Сержант. Германия, 19 апреля 1945
Опубликовано в рамках проекта «Настоящий 1945»
Но, по-видимому, судьба моя на сегодня была такая — в 4 часа вновь прозвучала команда:
— Тревога!.. В ружье!..
Вскочил, собрался и, накинув на себя плащ-палатку, начал ждать, пока вся капелла соберется и вытянется в колонну. Ждал долго… Опять не было никакого порядка; был бардак, как обычно говорят в таких случаях. Только неясно, почему беспорядок сравнивают с этим учреждением. Знающие люди говорят, что там наоборот, там царит порядок, и было бы хорошо, если б у нас было как там. У нас же творилось невообразимое: крик, шум, гам, треск повозок, команды, пробки, трёхэтажный мат и т.д. Но у всего бывает конец. Наступил конец и нашему беспорядку. Наконец, мы пошли. Плетясь, ругал и войну, и себя, и всех, кто только на ум придет.
Светало. Мы шли на Шпревиц — переправу через реку Шпрее. Гитлер объяснял свое отступление сокращением фронта, так вот он его уже сократил до реки Шпрее, на которой, как известно, стоит Берлин. Всё было как обычно. Кое-где опять всё путалось, но в итоге все обошлось благополучно. К 10-11 часам дня остановились в километре от реки Шпрее для «утреннего планового уничтожения пищи», то есть для завтрака.
Воспользовался обстановкой, немного после завтрака всхрапнул; проснулся от разрывов: фриц лупил по нашему расположению. 4-х человек метрах в пятидесяти здорово покалечило — поотрывало руки-ноги. Со сна не разобравшись, что к чему, я не делал особых попыток влезть в окоп, хотя он был рядом — оставался от наших предшественников — и сидел спокойно. К счастью обстрел вскоре прекратился…
Мы перешли в первый эшелон. Батальоны пошли занимать рубеж на тот берег Шпрее у деревни Траттендорф. Наш НП разместился на этом берегу у каких то бараков. Через часок, после того как наши батальоны «мал-мал» продвинулись вперед, мы вышли, чтобы тоже перейти на западный берег реки. Я выскочил на дорогу прежде всех. Не заметил даже, когда прилетела мина, услышал только, как со стоном рвануло у меня над головой. Меня всего осыпали осколки. Но, по-видимому, я родился под счастливой звездой — ни один из этих осколков меня не задел…
Продвигаясь — сначала на электростанцию, затем куда-то под обрыв — мы вошли в Траттендорф; нашли и заняли себе помещение. Лазили по трофеям, но ничего особенного не нашли. Уже ночью с минуты на минуту ждали команды для перемещения на новое НП, но её всё не было. Фриц то и дело постреливал по Траттендорфу из тяжёлых орудий, но я не вставал, спал спокойно: «а ну, мол, всё это к бесу!» А вообще удивительно — я почти не трушу под обстрелом, не то, что было в январе-феврале; даже под пулями не пригибаюсь. Привык что ли?..
Разрывы снарядов под окнами убаюкивали меня…
Источник: Борис Адрианович Ильин. Победный дневник / Публ. Т. Фалиной.
Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии.
Знакомьтесь с другими персонажами проекта в блоге «Настоящий 1945», а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.