Есть много методов и способов воспитания детей, можно прочитать Юлию Гиппенрейтер, Людмилу Петрановскую, все их советы чрезвычайно полезны, их надо использовать.
Но есть один момент, о котором чаще всего забывают, а по сути его надо бы поставить на первое место, потому что с ним любой метод воспитания становится в разы эффективнее.
Это поощрение. Детей, да и взрослых тоже, надо хвалить и поощрять.
То есть, когда вам нужно чему-то научить ребенка, правилам поведения, новым навыкам, одной из решающих составляющих успеха является поощрение.
Почему так важно хвалить, почему не надо бояться перехвалить и как это делать?
Первое: Почему важно и нужно хвалить. Мы социальные существа. Причем потребность в социализации — это жизненно-важная потребность, то есть без успешной социализации человек не может ни сформироваться нормально, ни нормально функционировать.
А поощрение — это сигнал благополучной социализации, принятия человека в семье, в школе, в обществе, на работе.
Для ребенка первым и важнейшим сигналом благополучной социализации является принятие родителями. Причем чем меньше ребенок, тем больше невербальных способов поощрения ему требуется. Это и ваша улыбка, и объятия, нежные прикосновения. Всё это является сигналом успешной социализации и помогает ребенку правильно развиваться.
Кроме того, воздействие поощрения в большей степени происходит бессознательно и на химическом уровне, то есть мы не можем управлять нашей реакцией на поощрение и на осуждение. Когда нас хвалят у нас на химическом уровне выделяется серотонин, который помогает нам справляться со стрессом, улучшает память и повышает способность обучаться.
Это свойство поощрения используют дрессировщики и учителя. Юлия Гиппенрейтер в книге «Основы общей психологии» приводит пример уникального учителя музыки, который умел раскрыть музыкальные способности даже у самых казалось бы не склонных к музыке детей. Одним из главных его инструментов в обучении были игровые моменты и поощрение. Ученик, которого хвалят даже за небольшие достижения и не ругают за промахи воодушевляется, смелее пробует новое, а ведь обучение это и есть освоение нового, стремится к обучению, быстрее делает успехи.
Второе: почему не надо бояться перехвалить. Некоторые мамы боятся перехвалить детей, говорят, вот буду его хвалить, а он совсем перестанет стараться, вырастет разбалованным, ленивым. Здесь весь фокус в том, как и когда хвалить.
Запомните два правила эффективного поощрения:
1. Поощрение должно происходить только при наличии желательного поведения.
2. Поощрение должно происходить сразу же после желательного поведения.
То есть не надо хвалить просто так. Нужно поощрять только если есть за что, но стоит обратить внимание и на мелкие достижения, особенно на первые проявления желательного поведения.
Хвалить надо сразу после того, как ребенок сделал то, что нужно. Не через пять минут, не завтра, а сразу же. Тогда поощрение, и выделяющийся при нем серотонин свяжется с самим действием.
Кроме того, вы можете усилить ваши слова похвалы улыбкой, и конечно интонация должна быть искренней.
Мамы задают вопрос: как же мне его хвалить, когда уроки не сделал, руки не помыл. Хвалить-то и не за что. В этом случае надо найти за что похвалить. Допустим подросток не хочет делать домашние задания, не слушается, занимается своими делами. Наберитесь терпения и наблюдайте за поведением. Как только появится любой поступок, пусть даже небольшой и не связанный с домашней работой, но желательный: например, сын поставит свою тарелку после обеда в умывальник, приготовит одежду на завтра, нарисует рисунок, помоет руки наконец. Похвалите его за это. Искренне порадуйтесь. Найдите еще несколько таких поступков и сразу похвалите. Похвалите за хорошую оценку, даже если она по самому простому предмету. Возможно придется ждать несколько дней. После 2-3 поощрений напомните, что у всех свои обязанности и надо делать д/з.
Как только вы увидите, что ребенок хотя бы взялся за домашку – хвалите. Хвалите очень конкретно.
— Молодец что берешься за домашнее задание.
Сопровождайте похвалу искренней улыбкой. Демонстрируйте свою радость, что ваш ребенок старается, что он у вас вот такой есть. Дальше будет легче.
Практически невозможно устоять против поощрения от родителей. Вы все еще самые главные люди в жизни вашего ребенка и ваше одобрение очень много для него значит, как бы он ни пытался это скрыть. Выделение серотонина при поощрении происходит автоматически. Это как выделение слюны при виде аппетитного блюда. Используйте это на пользу вашему ребенку.
Поощряйте желательное поведение и полностью игнорируйте нежелательное. Когда ребенок делает что-то не так: ругается, отказывается выполнять д/з, просто эмоционально выключайтесь. Каменное лицо, никаких комментариев, ни злобы, ни осуждения, ни печали, ничего. Можно даже выйти из комнаты и заняться своими делами. Выключайтесь ровно настолько, насколько ребенок демонстрирует нежелательное поведение. Мгновенно оживляйтесь и будьте дружелюбны, когда нежелательное поведение закончилось.
Например, в вашей семье запрещено использовать ругательные слова. Как только услышите эти слова — выключайтесь из взаимодействия с ребенком. Нет смысла снова напоминать о запрете на ругательства, подросток знает о запрете. Сразу включайтесь, когда он вежливо обратится к вам.
Как только связь поступок—поощрение—серотонин повторится несколько раз, у ребенка появится цель: получить еще серотонина, (почувствовать себя принятым, хорошим), а значит сделать желательный поступок— сделать уроки, прочитать книгу, быть вежливым, помыть посуду и т.д. Мудро и на пользу ребенку используйте эти процессы. Объясняйте, как определенные поступки влияют на его жизнь, расскажите как важно учиться, овладевать новыми навыками, уметь эффективно и дружелюбно общаться с разными людьми, как это поможет ему стать успешным, жить в полную силу, раскрыть свои таланты.
Тут появляется следующий вопрос: а не возникнет ли у ребенка зависимость от похвалы? Не будет ли он учиться, стараться только за похвалу?
Зависимость от поощрения заложена в нас, в любом случае поощрение нас радует, а осуждение расстраивает. То есть зависимость от похвалы уже у нас есть и от нее никуда не деться. Так используйте ее на пользу своему ребенку. Научно доказано, что при выделении серотонина улучшается память и способность к обучению. То есть на начальном этапе, запуская серотонин одновременно с процессом обучения вы улучшите качество обучения, ребенок быстрее освоит знания, быстрее проникнется красотой изучаемого предмета. И если на начальном этапе будет учиться в большей степени в ожидании поощрения, то постепенно заинтересуется предметом и самим процессом овладения знанием.
Таким образом, поощрение — неотъемлемый процесс и успешного воспитания и успешного обучения. Поощрение — одна из форм коммуникации и социализации, а значит одна из базовых потребностей человека. Помните, что поощрение в семье — залог стабильной психики, уверенности в себе, благополучного развития способностей вашего ребенка.
#обучение #учу учить #воспитание детей #как хвалить #умная мама