ЖИВЕМ С ДЕТЬМИ
Уважаемые мамы и папы, родители детей! В дни самоизоляции, когда все мы собрались в своих квартирах и домах, многие столкнулись для себя с проблемой, чем занять своих детей (речь в этой статье пойдет о дошкольниках), как с ними общаться, что вообще делать? Мы, педагоги, более тридцати лет работающие с детьми дошкольного возраста, начиная от одного года и старше, а также родители пятерых своих детей, которых не отдавали в детский сад и все время проводили с ними вместе, хотели бы немного поделиться своим опытом с вами.
В этой статье мы очень кратко и предельно обобщенно расскажем о том, что и как можно делать с детьми и им самим в домашних условиях, затронем вопрос наших с ними взаимоотношений, что лежит в основе всего остального. Мы не можем в рамках одной статьи предложить вам, уважаемые родители методики и разработки занятий, которых за все годы накопилось большое количество (мы всегда работали по своим программам и методикам), это материал для толстых книг, но мы расскажем о главном, поделимся какими-то идеями и нашими находками, которые, надеемся, помогут и будут полезны вам, дадут, быть может, импульс вашему творчеству и фантазии. Наверняка у вас родятся свои интересные решения в плане игр и занятий со своими детьми.
Двадцать пять лет назад мы создали свой семейный клуб, который работает до сих пор и сейчас мы также делимся с семьями нашего клуба, которые сидят по домам, своими занятиями, видео уроками, знаниями и размышлениями. Фотографии, приведенные в данной статье сделаны на занятиях с детьми в нашем клубе и дома в разных семьях, которые они нам присылают. Для этого у нас есть группа в соцсетях, которую мы назвали «Домашний Семицветик».
Итак, начнем с того, что дети нуждаются в нашей любви и понимании. Это большая и сложная тема, касающаяся всего общества, и поэтому скажем кратко: – легко будет жить с детьми каждый день только тогда, когда они не будут нас раздражать, злить своими «выходками», непослушанием и прочими ужасными для нас вещами, но когда мы будем испытывать искреннюю любовь к ним, поймем свою ответственность и значимость в их жизни, наберемся терпения и терпимости и постараемся их понять, увидеть что-то, что казалось нам раньше неприемлемым по-другому, с другой стороны. Сделаем первый шаг им навстречу, ведь мы их родили, мы взрослые, мы сильнее, больше знаем, понимаем и можем. С одной стороны, это трудно, а с другой очень легко. Давайте именно так будем думать – что это не трудно, если осознаем необходимость и захотим. Мы с супругой всегда получали большое удовольствие, радость, нам было всегда интересно разговаривать, играть, что-то делать с нашими детьми, путешествовать, преодолевать трудности и многое другое, чем наполнена жизнь. Когда не только любишь, но и уважаешь своего ребенка, смотришь на него, как на индивидуальность, личность, от которой можно многое полезное и интересное узнать и многому научиться, а не как на низшее и неполноценное подчиненное тебе существо, к которому не стоит серьезно относиться, тогда все преображается, вся ваша жизнь с ребенком и детьми становится другой. Вы как будто открываете для себя другой, более прекрасный и интересный мир – мир, в котором можно найти счастье!
Мы, люди, зачастую видим недостатки и несовершенства в других, но не в себе. Разве мы так совершенны?! Многие стереотипы, привычки, догмы, впитанные нами с детства и в процессе жизни, мешают нам посмотреть чистым, непредвзятым взглядом на детей. А ведь только таким чистым взглядом из сердца нужно видеть ребенка, чтобы понять его и найти с ним взаимопонимание, стать ему другом, а не надсмотрщиком и сухим командиром, карателем и приказчиком. Дети даны нам не только для продолжения рода, и не только для их воспитания, но и для того, чтобы за этот очень быстро пролетающий отрезок жизни, который мы называем детством, мы смогли сами стать хотя бы чуточку лучше. Если нам это удастся, это будет очень важным достижением для нас и принесет огромную пользу нашим детям, поможет им лучше, счастливее прожить свое детство и стать хорошими, более счастливыми людьми. И будем помнить, что они, наши дети, будут во многом повторять нас уже со своими детьми, все хорошее, что они впитают от нас в своем детстве, они обязательно будут осознанно или неосознанно передавать своим мальчиками и девочками. И так будет всегда, от нас передается следующим поколениям все хорошее или плохое. Будем надеяться, что хорошего будет значительно больше!
Итак, что же мы можем вам предложить, о чем рассказать? Начнем с того, что ребенок дошкольного возраста в первую очередь хочет играть. Игра для него – жизнь. С ребенком нужно играть, либо давать ему возможность играть самому, если он этого хочет и это делает. Во время игры у ребенка активизируется воображение, мышление, радость от игры положительно сказывается и на общем здоровье. Отобрать у ребенка игру, значит НАВРЕДИТЬ ему.
ИГРЫ
Во что ребенок может играть дома? Он может, конечно, играть со своими игрушками, но также вы можете играть с ним в разные игры. Игр множество, их можно найти в интернете, в книгах, придумать и даже узнать от самого ребенка. Он может сам предложить вам какую-то игру и не отказывайтесь от этого. Игры с родителями для ребенка – огромное счастье.
В каждой игре можно решать определенные развивающие, воспитательные и образовательные задачи. Так, например, игра с разноцветными шариками развивает наблюдательность и способность различать цвета. Вы разбрасываете разноцветные пластмассовые шарики по комнате и затем предлагаете ребенку, а лучше вместе с ним, собрать их в соответствующие их цветам емкости. Это могут быть пластмассовые мисочки или какие-то другие емкости цвета, похожего на цвет шариков. Синие шарики вы кладете в синюю емкость-домик, розовые в розовый и т.д. Можно как фоновое сопровождение включать веселую музыку. Мы используем для этой игры «Шутку» Баха. Таким образом ребенок привыкает еще и слышать хорошую музыку.
Аналогично можно играть с разноцветными карандашами, собирая их в похожие по цвету, к примеру, стаканчики.
Также будет развивать наблюдательность и мышление игра с парными картинками. Наборы таких картинок продаются и имеют название «Мемо» или «Memory». Картинки раскладываем на полу в комнате изображением кверху и, включив музыку, начинаем собирать пары. Можно соревноваться, кто больше соберет, пока играет музыка.
Еще в продаже есть наборы картинок для нахождения соответствий, нужно найти пару, в которой изображения соответствуют друг другу. С такими картинками можно играть аналогично предыдущей игре.
Детям от трех лет и старше нравится игра с мячиком в «съедобное-несъедобное». Вы садитесь друг против друга и бросаете по очереди друг другу мячик, называя какой-нибудь съедобный или несъедобный предмет, или вещь, продукт или блюдо. То есть что-то, что можно съесть или что есть нельзя. Съедобное нужно поймать (мячик), несъедобное отбросить. Можно к этой игре привлечь всю семью, играть на выбывание. К примеру, вы договариваетесь на какое-то количество штрафных очков при котором играющий выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался. В данном случае должен быть кто-то один, кто бросает мяч всем играющим, он сидит напротив сидящих рядом друг с другом игроков. Мячик для этой игры должен быть небольшой, чтобы ребенок мог легко его держать в руках.
Не забывайте и про игру в кегли, детям она тоже нравится. Также «кольцеброс» – набрасывание колец на стоящую на полу палочку или другой предмет (слоник и т.д.)
Конечно, в настоящее время в продаже очень много разнообразных игр, различные конструкторы, пазлы, настольные игры, и т.д. Мы же сейчас предлагаем вам те простые игры, в которые может играть вся семья, в которые мы играли и продолжаем играть с детьми и которые всегда вызывают у них радость.
РОЛЕВЫЕ КОСТЮМИРОВАННЫЕ ИГРЫ
В своей семье и в своей педагогической практике мы увидели, что ролевая костюмированная игра (маленький семейный театр) необычайно нравится детям, особенно, когда мы, взрослые играем вместе с ними, играем на равных. В нашем клубе много лет существует семейный театр, и мы хорошо знаем, насколько дети счастливы видеть своих мам, пап, бабушек, дедушек переодетых в персонажей разных сказок и играющих вместе с ними. Как это радует и веселит детей и как укрепляет семью!
Сюжеты для маленьких спектаклей и театрализованных игр можно брать из сказок и мультфильмов, придумывать самим. Не нужно сложных и длинных сюжетов с большим количеством персонажей, чем проще, тем веселее и ребенок активнее будет участвовать. Надо не забывать, что дети дошкольного возраста любят повторы, нуждаются в них. Так что вашу удачную маленькую постановку вы можете не один раз повторить и показать своим близким. Также можно, и хорошо меняться ролями. Постарайтесь почувствовать удовольствие в том, что вы делаете, откликнуться на радость ребенка, его энтузиазм. Пусть в игре все будет легко и весело. Ребенку необходима радость. Не требуйте заучивания каких-то слов, не сковывайте ребенка в его творчестве, пусть он что-то говорит своими словами, лишь бы он проникся сюжетом игры, ролью, понял их суть. Ребенок должен играть не столько для кого-то, так сказать «напоказ», сколько для своей радости, он должен получать удовольствие от игры. Поэтому играйте для самих себя, получайте удовольствие в этом процессе, ну а если у вас получается маленький спектакль, то покажите его остальным близким, снимите на видео, пошлите родственникам, друзьям.
Костюмы для ролевых игр можно делать из разных тканей и кусочков тканей, картона или плотной бумаги, использовать имеющиеся детали одежды и т.д. Конечно, можно купить готовые костюмы и наверняка это порадует ребенка, но придумать и сделать самим веселее, интереснее и полезнее. Символические костюмы будут больше развивать ребенка в плане фантазии, творческого воображения. Так, например, одни родители сделали костюм Щелкунчика из большой картонной коробки, кто-то шлем богатыря из разрезанного пополам старого резинового мяча, обтянув его фольгой, ворону символизировала черная шляпка, а лягушку зеленая шапочка для душа и такого же цвета дождевик. Так что не жалуйтесь на отсутствие костюмов, проявляйте фантазию!
Ребенок дошкольного возраста легко входит в образ даже, если вы ему наденете на голову только головной убор или какую-нибудь накидку. Головные уборы для сказок можно сделать из того же картона или ватмана.
Маленькие дети, как говорят многие мастера театра, лучшие актеры, потому, что они моментально вживаются в выбранный ими образ, абсолютно верят в него, становятся им. Не надо ребенку ничего навязывать в игре, он должен добровольно сам выбрать роль, кем он хочет быть. Можно конечно что-то предлагать, но выбор остается за ним. Тогда он будет играть и играть с удовольствием.
Разыгрывать маленькие спектакли можно и без декораций, применяя лишь драпировку, к примеру, мебели тканями. Можно делать из пустых коробок домики по мотивам сказок.
Еще можно устроить с детьми семейный маскарад-карнавал. Для этого также не трудно изготовить простые маски из бумаги.
Для тренировки умения перевоплощаться и фантазировать, а также как упражнение для пластики движений детям и взрослым полезно играть в игру, которую мы для этого сочинили и назвали «Ты три раза обернись». Играющие садятся в ряд, один кто-то выходит перед ними и под общее скандирование «ты три раза обернись и в кого-то превратись» поворачивается три раза и что-то или кого-то показывает, изображает движениями или в статической позе. Произносить звуки запрещается. Зрители должны угадать, кого или что изобразил показывающий. Можно это делать по очереди, а можно выходить на «сцену» тому, кто первый угадал, что изображал предыдущий участник.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ