10. Бэтмен: Нападение на Аркхэм (2014)
Что бы делала анимационная вселенная DC без Джея Оливы, трудно представить. В общем слава Бобу Кейну (это выражение такое «дисишное»), что этот режиссёр есть. В 2014 году появился занятный его совместный проект с Итаном Сполдингом «Бэтмен: Нападение на Аркхэм». Их совместная работа примечательна тем, что главными героями становятся члены так называемого Отряда самоубийц. Здесь Бэтмен и Джокер отходят на второй план. Основной интерес связан именно с их взаимодействием, а также появлением знакомых нам Загадочника (главным образом), Пингвина, Пугала. Ну и Аманда Уоллер получилась что надо. Работы Оливы и Сполдинга оценят любители довольно жёстких мультфильмов, а также те, кто хотел развития отношений Дедшота и Харли Квин в фильме мистера Эйра. Но с точки зрения сценария там всё довольно банально. Интригующая своей простотой задача членов Отряда самоубийц имеет некоторые интересные повороты, но вау-эффекта с этой точки зрения там нет. Тем не менее, решение отойти от сюжетов про Супермена и Бэтмена похвально. «Нападение на Аркхэм», определённо, имеет свои плюсы, достойные внимания.
9. Тёмная Вселенная (2017)
https://youtu.be/9kF8n_OAHfI
Джея Оливы сегодня будет много. И когда он берётся за работу, в центре внимания которой великий и ужасный Джон Константин со своей Тёмной лигой справедливости, мимо такого нельзя пройти мимо. «Тёмная Вселенная» контрастирует с иными проектами этой вселенной за счёт своей атмосферы. У неё свой собственный, особенный нарратив. Здесь кругом загадки, магия, демоны и прочие странные создания. В этот отдельный мир приводит зрителя расследование Бэтмена. У него получается интересная команда с Константином, Затанной, Болотной тварью и прочими. Их совместная геройская «деятельность» интригует.
Есть у работы Оливы недостатки. Проблемы связаны со вторым актом мультфильма, где всё выглядит довольно запутанно и непонятно и неясно, куда это приведёт. Особенно, если ты особо не знаком с миром Константина и других персонажей очень близко. Вроде народ мелькает, дело движется. Однако не покидает ощущение, что ты пришел на экзамен и даже вопросы в глаза не видел. С другой стороны, такое состояние неведения очаровывает. И в конце на вопросы худо-бедно создатели отвечают. Так что, смело можно заявлять, что подобный эксперимент, касающийся Тёмной лиги справедливости, в общем-то удался. Это направление можно и нужно развивать.
8. Бэтмен будущего: Возвращение Джокера (2000)
https://www.youtube.com/watch?v=ZUTsL-pf9_E
В 1999 году вышел великолепный мультсериал «Бэтмен будущего» с потрясающим интро. Над ним работали те же самые лица, кто подарил миру замечательнейший мультсериал начала 90-х годов про Бэтмена. Пол Дини, Брюс Тимм и др. В этой вселенной и находится анимационный фильм «Бэтмен будущего: Возвращение Джокера» Курта Геды. Очень интересно наблюдать за постаревшим Брюсом Уэйном в футуристическом, мрачном мире будущего, где все люди похожи друг на друга как далматинцы. То есть складывается ощущение, что читаешь Замятина «Мы», а не смотришь мультфильм про Бэтмена. Это хорошо.
Уже нет Альфреда, а у ног Брюса Уэйна сидит верный пёс. Старые костюмы Бэтмена и его юных помощников напоминают об ушедшем прошлом так же ярко и с большой ноткой печали, как и морщины на лице миллиардера. Он очень занятен в качестве наставника нового Бэтмена Терри МакГинниса. Здесь поначалу мы не видим их как семью, исключительно рабочие взаимоотношения. Это контрастирует с тем же Робином. За этой парочкой интересно наблюдать, также как необычно видеть балдёжную Харли Квин в роли бабушки или постаревшего Тима Дрейка в качестве обычного инженера.
И в этом кроется проблема. Сценарий играет второстепенную роль. Если прошлое Тима Дрейка интригует, то завязанное вокруг него возвращение Джокера с помощью странных технологий выглядит сомнительным. Что-то вообще не объясняется. Да и юный Робин выглядит парнем лет десяти. Как с таким мир спасать? С точки зрения самой истории в «Возвращении Джокера» мало увлекательных аспектов, но работа Курта Геды бьёт интересными взаимоотношениями персонажей, а также размышлениями о судьбе виджиланте — от героев вне закона до обычных людей.
7. Бэтмен: Убийственная шутка (2016)
Тема одного плохого дня, отражённая в «Убийственной шутке» Алана Мура, давно стала классикой. И Сэм Лью, воплотивший её в виде анимационного фильма, с некоторыми допущениями и ограничениями справился. Да, не весь «жесткач» нашёл отражение в его работе, но мы и так уже имеем взрослый рейтинг у мультфильма. Во-первых, сама история максимально проста, это чаще всего является одним из ключиков к успеху. Интерес вызывает то, что именно Джокер является главным действующим лицом. Мы кое-что узнаём о его прошлом, повлиявшем на него напрямую несчастном случае на заводе. Это позволяет провести параллели между ним и Бэтменом. За эту составляющую создателям твёрдый плюс.
В настоящем сам хронометраж истории, ведущей к всем известной шутке про фонарик, очень небольшой. Почти всё вертится вокруг Джокера, комиссара Гордона с его дочерью (она же Бэтгёрл) и самого Бэтмена. Это и хорошо, внимание зрителя не распыляется на второстепенные вещи, а сосредоточено на главных героях этой печальной истории. «Убийственная шутка» богата запоминающимися сценами. И я не про Бэтмена и Бэтгёрл. Хотя кого я пытаюсь обмануть?? Но и кроме этого, есть несколько действительно сильных моментов. Например, диалог, предшествующий «той самой сцене», между Брюсом Уэйном и Барбарой Гордон про переход грани в качестве героя и падение в бездну. Довольно большой эффект имеет и визит Джокера в квартиру Гордонов с фотоаппаратом. Да, что-то остаётся за кадром, но это мы и сами можем легко додумать, сложив два и два. Ну и разговор Бэтмена и Джокера в конце, который и печалит своей темой, и радует. В кой веке они нормально поговорили. Ну и вишенка на торте после титров, как Барбара становится «Оракулом». Хотя в этом скрыта определённая проблема. Сила отдельных сцен фильма превалирует и контрастирует с общей простотой истории. Определённо, анимационный фильм «Убийственная шутка» не произвёл того же эффекта, что и графический роман Алана Мура. И он имеет свои минусы. Но среди прочих мультфильмов про Тёмного рыцаря ему есть, чем зацепить.
6. Смерть Супермена (2018)
https://www.youtube.com/watch?v=y3SXvXg26vI
— Надо взять подкрепление!
— Я и есть подкрепление.
Джейк Кастарена и Сэм Лью сделали одну из лучших адаптаций знаменитой арки комиксов DC «The Death of Superman». В их мультфильме » Смерть Супермена» прекрасно выстроена структура повествования. Первая половина развивается в духе мелких разборок Лиги Справедливости с не ахти какими бандитами. Это всё сдобрено попытками Кларка улучшить отношения с любящей его Лоис. К битве с Думсдэем подводят постепенно. По сути, появлению его кометы уделено не так много внимания, лишь пара сцен с Лексом Лютором и по мелочи. Вторая же часть мультфильма превращается в сплошной, непрерывный поединок с оружием криптонских ученых Думсдэем, чей внешний вид напоминает старого рокера, пережравшего метана. Масштаб угрозы ясно показывает беспомощность Лиги. Пока Кларк и Лоис разбираются в себе, Думсдэй раскидывает всяких там Марсианских Охотников, Бэтменов, Зелёных фонарей и прочих Флэшей и Диан как детей. Отличное сочетание основной и побочной сюжетных нитей, не отнять.
Их поражение предвосхищает грандиозную битву двух «представителей» Криптона. Великолепный, нескончаемый экшен с ожидаемой развязкой. Она написана в заголовке анимационного фильма, в котором, к слову, неплохие шутки и интересные диалоги. Например, разговор Супермена с Флешом о том, знает ли невеста самого быстрого героя о его секрете. Этот очень неплохой мультфильм напомнил, что такие секреты не нужно долго держать от любимых. Ведь кто знает, когда может настать последний миг нашей жизни.
5. Лего Фильм: Бэтмен (2017)
— Бэтсигнал забросали яйцами!
— Это Яйцеголовый, сэр. Узнаю его работу.
Самоирония — это великая сила. И совместный проект Warner Bros., LEGO и DC по расширению истории «Лего. Фильм» получился именно таким, каким должен был быть. В этой истории по-доброму высмеяны многие моменты мрачной вселенной супергероев. Под аккомпанемент чумовых песенок Тёмного рыцаря новыми красками заиграло вечное противостояние Бэтмена и Джокера. Воистину шедеврален их диалог, в котором любитель злых шуток убеждает рыцаря Готэма в том, что этот злодей особенный. Мультфильм ставит интересный вопрос, чем занимается Бэтмен после его славных подвигов. Просмотр романтических фильмов — тоже вариант.
Вам понравится этот мультфильм ещё и потому, что в него хотя бы ради камео изящным образом впихнули множество знакомых до мурашек по коже нам персонажей. Скрепляет всё это воедино вышеупомянутая дилемма Бэтмена — кем является для него Джокер? В шутливом варианте создатели мультфильма размышляют о возможном эгоизме героя, которые ради сохранения смысла своего противостояния с главным шутником Готэма готов пойти почти на всё. Пусть даже это будет иметь самые печальные последствия для города. Очень интересно подводят нас к отличной финальной схватке, временами изолируя из истории то Джокера, то Бэтмена. В развязке все знакомые нам представители зла из разных миров. Где вы ещё увидите угрозу Готэму со стороны Ока Саурона, Кинг-Конга, Волан-де-Морта? Финальный акт напоминает нам, что перед страшной угрозой все должны действовать сообща. Даже Бэтмен с Джокером.
4. Бэтмен: Под красным колпаком (2010)
«Бэтмен: Под красным колпаком» Брэндона Виетти является отличным примером анимационного фильма про супергероя с очень интересным сценарием. Здесь лучше всего раскрывается обширный пласт взаимоотношений Бэтмена с помощниками вроде Робина и Найтвинга. Прекрасная сотканная история, в которой тайна личности Красного Колпака служит отличным «паровозом» всего мультфильма. Его создатели отлично преподнесли это в чём-то нуарное расследование Бэтмена и Найтвинга. Здесь сама мафия отходит на второй план (даже Джокер, хоть он и важен для истории) и становится наглядным примером разных точек зрения Бэтмена и Красного Колпака (точнее, того, кто под ним скрывается). Ведь последний здесь не антигерой. У него просто иные методы борьбы с преступностью.
Отлично в историю вошло прошлое небезгрешного Бэтмена, которое порой напоминает о себе самым неожиданным образом. Мультфильм этим и примечателен. Хотя Бэтмен формально выходит победителем (как всегда), но его поступки и решения неоднозначны. Так ли Тёмный рыцарь прав и он ли победитель?
3. Лига справедливости: Парадокс источника конфликта (2013)
Тема путешествий во времени традиционно является землёй обетованной, раем для всех любителей кино в целом, и анимации в частности. Особенно, когда дело касается Флэша и серии комиксов Flashpoint, тут у вселенной DC все карты на руках для создания классного мультфильма. Что у Джея Оливы и получилось сделать. Его «Временной парадокс» вышел одним из лучших творений анимационной вселенной DC в плане интересных сценариев. У этой невероятной истории абсолютно нормальная, душевная, трагичная завязка. Цепляет уже этим. Флэш с его способностями хочет вернуть к жизни его мать, изменив прошлое. Кто его бы не понял?
Флэш спас мать, но для остального мира это имело катастрофические последствия. Война амазонок и Атлантиды, ведущая планету к краху — апогей всех изменений. Но цепляет не только это, но и, в первую очередь, убивающий преступников Бэтмен, а также хилый Супермен, на которого правительство нашло управу. За попытками Флэша разрулить этот кошмар зрителю очень интересно наблюдать. Прекрасное решение сценаристов не играть больше одного раза с нарушениями прошлого. Это не создало ненужной каши. Ещё один из плюсов этого анимационного фильма — диалог главного героя с Обратным Флэшом об эгоизме первого. Отчасти ведь он прав. Такой поступок Барри Аллена можно понять, но в глобальном смысле случаются и более страшные вещи. Временной парадокс Флэша тому яркий пример.
2. Бэтмен: Маска фантазма (1993)
Не только потрясающими мультсериалами богаты 90-е, но и великолепными отдельными анимационными фильмами. Самый лучший пример того — «Бэтмен: Маска фантазма». Разумеется, над ней работали создатели эпохального мультсериала. Блестяще построенная история, в которой гармонично сочетается всё — и борьба со злом, и любовь, и личная драма участников событий. Создатели мультфильма прекрасно играют с воображением зрителей, рисуя в нём картинку — как могли бы повернуться те или иные события. Согласитесь, мы часто размышляли при просмотре многочисленных фильмов о Бэтмена, как иначе могла сложиться судьба Брюса Уэйна. Здесь поворотный момент сосредоточен вокруг мадемуазель Бомонт, в которую Брюс был влюблён. И во флешбеках мы ясно видим, что, действительно, Брюс Уэйн мог остаться Брюсом Уэйном.
Но сложилось так, как сложилось. И эта линия, связанная с семьёй Бомонт, грамотно прописана. Само становление Бэтменом прекрасно сделано. Посмотрите мультфильм ещё раз и вы увидите, насколько велико его влияние на первый фильм Кристофера Нолана о Тёмном рыцаре. Его тренировки, разные костюмы. Здесь он также не сразу приходит к костюму человека-летучей мыши. Потрясающая сцена с Альфредом, когда Брюс впервые надевает маску. Дворецкий испугался костюма Бэтмена. И это впечатляет намного больше, чем страх бандитов. События настоящего также цепляют. Интереснейшая линия с Фантазмом, занятная, второстепенная роль Джокера, непростое положение Бэтмена, которого объявляют угрозой. Эту арку венчает зрелищная охота полицейских на Тёмного рыцаря. Вообще, мультфильм цепляет сильными сценами. Вроде той, где Брюс Уэйн у могилы родителей просит их не быть героем и просто жить обычной жизнью. Его признание «я не рассчитывал быть счастливым» очень берёт за душу. Во всех отношениях «Бэтмен: Маска фантазма» потрясающий анимационный фильм, цепляющий зрителей уважением к классике, поиском новых ходов, бесконечным стилем и отменным сочетанием экшена и драмы.
1. Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря (2012-2013)
— Он в отличной форме, он убьёт вас.
— Другого способа я не знаю
«Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря» стал эпохальным моментом в линейке анимационных фильмов DC. Воплощение на экране в двух частях комикса Фрэнка Миллера вполне могло обернуться лавиной критики и недовольства со стороны армии фанатов культовой работы. Такие имеет место быть всегда, но слава Бобу Кейну, что у Джея Оливы вышла шикарнейшая двухсерийная история. Поблагодарим мастера за неё и обмусолим мультфильму немного косточки, не сравнивая специально с оригинальным комиксом (возможно, лишь чуть-чуть).
Что мы имеем? 2,5 часа выглядят оптимальным решением для рассказа этой потрясающей, драматичнейшей истории во всей её полноте. Нам наглядно показывают всю плачевность Готэма без Бэтмена. Да и вообще без супергероев. Кроме Супермена. Но это отдельная история. Здесь у него в глазах зрителя скорее отрицательная роль. Криптонец с его дурацкой причёской (а нарисована она, действительно, нелепее обычного) безропотно выполняет роль контрактника и верного пса правительства США. До условных проблем Готэма с терроризирующей жителей бандой «мутантов» ему нет дела никакого. В этом кроется любопытный парадокс, не правда ли? Разберись Супермен с этой проблемой, Бэтмену не нужно было бы возвращаться (возможно). Но о криптонце позже.
Итак, в полнейшем хаосе оказывается любимый город Брюса Уэйна с традиционным бессилием полиции и властей. Неслучайно по ходу развития истории возникают флешбеки с воспоминаниями миллиардера об убийстве родителей. Бессилие и боль от статуса списанного, пожилого бойца равносильны беспомощности Брюса как ребёнка, на глазах которого погибли отец с матерью. И здесь создатели фильма делают потрясающую вещь. Мы видим, в каком состоянии находится постаревший бывший герой и ему хочется (а с другой стороны, он боится) вновь надеть костюм. Эту дилемму прекрасно отражает внутренний диалог Брюса Уэйна с Бэтменом. Таким решением, в том числе, проводится параллель между Тёмным рыцарем и Джокером, томящимся в Аркхэме. И этот клоун-мафиози, и Брюс Уэйн не могут жить без Бэтмена. Конечно, он вновь надевает костюм. Но здесь Олива не строит для зрителей и самого героя иллюзий. В мультфильме отлично прописаны детали, вроде той, с каким трудом Бэтмен подымается по верёвке вверх. Нам наглядно показывают на таких мелочах, чего Уэйну стоит вновь стать виджиланте.
Вообще деталям уделено много внимания. Раз за разом мы видим великолепные кадры, например когда всё вокруг во тьме, и лишь Уэйн освещается фонарём, около которого летает бабочка. Или повтор знаменитого постера к комиксу Фрэнка Миллера. Отдельный плюсик за культовый кадр с проездом Бэтмена и Робина (нового) на мотоцикле. Мультфильм сдобрен очень правильным саундтреком от Кристофера Дрейка, точно подмечающим настроение конкретного эпизода и усиливающего этот эффект. Но и о развитии сюжета как такового создатели не забывают. Мы наблюдаем за попытками Бэтмена решить вопрос с бандой «мутантов» и Двуликим (до кучи, чтоб жизнь мёдом не казалась). Попутно раскручивается занятная побочная линия с риторикой на телевидении по поводу возвращения Темного рыцаря, апогеем которого становится сравнение Бэтмена с фашистом. Победа над лидером мутантов и возникновение «сынов Бэтмена» наглядно показывает, что от ненависти до любви, действительно, один шаг.
Очень плавно делается переход ко второй части. Ведь, с одной стороны, первая часть выглядит вполне завершённой. Но мы пришли сюда не ради разборок с мутантами. Авторы как будто испытывают садистское наслаждение, чересчур не спеша подводя к «главному бою вечера». Шутка, они всё делают правильно. Нам успевают показать и холодную войну между СССР и США с определённой ролью Супермена, и развязку отношений Бэтмена с Джокером. Она, конечно, выглядит довольно странной. С другой стороны, такой исход (без спойлеров) позволяет усилить давление над Бэтменом. Ну и постаревшего шутника, Селину Кайл, комиссара Гордона было увидеть логично и правильно. Они — важная часть этого мира.
Прекрасно во второй части сохранена атмосфера хаоса, которая может сложиться, вырубись в городе вся электроника. Звоночек нашему миру. И усмирять хаос должен Бэтмен на лошади со своими помощниками. Очень круто, отличный привет Зорро, на котором в течение обеих частей мультфильма делается большой оммаж. И через все эти ниточки, скрепленные старыми, но крепкими костями 56-летнего Брюса Уэйна, нас потихоньку подводят к финальной развязке — битве Супермена и Бэтмена. Это напоминает о неотвратимости судьбы. Что бы не делал Человек из Стали во время войны США и СССР. Как бы не старался спасти Тёмный Рыцарь свой любимый город от хаоса. Ведь как правильно заметил старый Оливер Куин, эта планета слишком мала для их двоих.
Битва двух любимых героев DC превращается в замечательную смесь шахматной партии и старого доброго мордобоя. Это показывает могучий разум Брюса Уэйна, который предпринимает ряд шагов, чтобы суметь одолеть непобедимого Супермена. Укреплённая броня, тактические шаги, несколько этапов для достижения ошеломительно непростой цели. Не зря о Бэтмене говорят (и это подтверждается делом) как, в первую очередь, о прекрасном тактике и детективе. Наверное, эта битва криптонца чему-то научит. А Бэтмену благодаря его феерическому возвращению наконец-то есть, кому дела передать. Все в выигрыше! Зрители в первую очередь. Без сомнения, Джей Олива сделал шедевральный, трогательный, правильный, очень качественный двухсерийный анимационный фильм. Просто хлопаем в ладоши от восторга!
Пишите в комментариях, какие мультфильмы DC нравятся вам больше всего!