Введение
В России ситуация с пандемией коронавируса осложняется снижением цен на нефть, в связи с чем ухудшилось состояние многих сфер экономики. На данный момент меры, предлагаемые правительством, неэффективны и недостаточны. Большинство малых и средних предпринимателей терпят большие убытки, уходят в тень, либо прекращают свою деятельность, оказавшись на грани банкротства.
Потери крупного бизнеса на фоне вспышки
коронавируса
По статистике Forbes, крупнейшие бизнесмены РФ за сутки потеряли более 6 млрд. дол из-за обвала на бирже, вызванного пандемией. В их числе – В. Потанин, «Норникель» (1,4 млрд. дол), В. Алекперов, «Лукойл» (1, 6 млрд. дол), Л. Михельсон, «Новатэк» (1,2 млрд. дол), А. Мордашов, «Северсталь» (0,95 млн. дол), В. Лисин, владелец Новолипецкого металлургического комбината (0,95 млрд. дол).
Доходы крупного бизнеса молниеносно падают на фоне новых вспышек коронавируса по всему миру. Большинство предпринимателей мелкого и среднего звена начали закрывать свои компании, так как удержаться в таких условиях гораздо труднее, чем потом начать всё сначала.
Более всего пострадали от вспышки коронавируса следующие отрасли:
- общепит и ресторанный бизнес;
- туризм и гостиничный бизнес;
- сфера услуг: салоны красоты, парикмахерские, массажные кабинеты;
- авиа- и автоперевозки;
- спортивная сфера (танцы, фитнес аэробика, плавание, тренажерные залы и т. д);
- сфера развлечений (кино, концерты, аттракционы, музеи, выставки, театр цирк, зоопарк).
Закрыты все пункты продажи непродовольственных товаров, за исключением продуктов питания и средств первой необходимости. Самозанятые граждане не получат от государства никаких выплат.
Представители шоу-бизнеса о выживании в период пандемии
Ограничения, которые вызвал карантин, остановили всю артистическую деятельность. Сергей Лазарев недавно написал в соц. сетях, что он безработный на неопределённое время. Никто из артистов не понимает, как планировать дальнейшие выступления.
Особенно тяжело сейчас промоутерам – они уже заплатили и организовали концерты зарубежным артистам. Об этом рассказал Виктор Дробыш. Расходы на листовки, афиши и пиар восстановить невозможно.
Реальные потери среднего бизнеса в цифрах
В сфере культурно-массовых мероприятий и туризме убытки составили 95-98% Туристическая отрасль понесет убытки на 70%, гостиничная отрасль загружена всего на 8%.
Владелица детских кафе «Андерсон» А. Татулова уже закрыла 2 заведения и считает, что выделенных средств поддержки недостаточно. Требуются налоговые льготы до конца 2020 года.
Оборот популярных ресторанов снизился вдвое, а кафе, расположенные на территории аэропортов, практически разорены, их доходы упали на 90%. Основатель ресторанов сети «Теремок» М. Гончаров отметил, что нет другого выхода, как массовое увольнение сотрудников.
Президент ассоциации фитнеса О. Киселева оценивает убытки отрасли в 8 млрд. руб. в месяц (70-95%).
Владельцы ТЦ, прибыль которых зависит от продаж, отметили, что под угрозой более 1 млн. рабочих мест, стоит риск банковского дефолта на сумму 1 трлн. руб. День простоя обходится владельцу площади в 180 тыс. м2 обойдется в 78-155 млн.руб.
Заключение
Бизнес-процессы перепрофилируются, традиционные магазины переходят в формат онлайн. Представители малого бизнеса ориентируются на текущие запросы потребителей и уровень спроса. Чтобы удержаться на плаву, придётся молниеносно реагировать на спрос.
Налоговые каникулы предусмотрены на 6 месяцев для пострадавших от коронавируса отраслей. Их список опубликован на сайте ФНС.