Найти тему

Как понять современное искусство?

Современное искусство оперирует знаками, которые не всегда очевидны. Порой, когда открывается очередная новая выставка, ее посещаемость зависит не от реальной художественной ценности экспонатов, а от качества и количества ее рекламы. Задумайтесь, что подталкивает вас к посещению той или иной выставки современного искусства? Ответили себе на этот вопрос?

А теперь разберемся с тем, как сделать так, чтобы мотивом к такому походу была не только первая строчка Куда-го или Петербург2, назойливая реклама в соц.сетях и поисковиках или билборды по всему метро. А может удивленные фразы знакомых: «ты что, еще не был» и зафильтрованные фото в инстаграме? В любом случае, эти пути наверняка вами испробованы и не всегда, к сожалению, приводят к моральному и интеллектуальному удовлетворению от посещения нашумевшей экспозиции.

Siemon Allen.The Land of Black Gold. 2004. Printed paper with correction fluid, mounted on foam board panels. 243,8 х 508 сm
Siemon Allen.The Land of Black Gold. 2004. Printed paper with correction fluid, mounted on foam board panels. 243,8 х 508 сm

Итак, что же нужно, чтобы сходить на выставку с реальной пользой и получить удовольствие от увиденной «каракули» на стене?

1) «Эмоция». Это самое простое. Ее можно использовать всегда и везде, главное не вовлекаться ;) Для этого вам не придется прикладывать никаких усилий, ведь будет картина – найдется и эмоция. Пусть это будет даже равнодушие. Если Вам этого достаточно, то дальше можете не читать, но шанс, что большое количество произведений вызовет у вас то самое равнодушие, увеличится в разы.

Mark Rothko. Untitled. 1952-53. Oil on canvas. 300 x 442.5 cm.
Mark Rothko. Untitled. 1952-53. Oil on canvas. 300 x 442.5 cm.

2) «Непредвзятость». Чем шире Вы смотрите на мир, тем больше вы видите. Чем менее негативно вы изначально настроены к современному искусству, тем меньше шансов, что всю дорогу Вас будет кусать ваш внутренний ворчун или напротив – уйдете без особо ценных размышлений в эйфорической уверенности, что «Вы тоже так сможете». Во-первых, спокойно - не сможете, потому что кто-то это уже придумал и создал до Вас, а вторичность редко высоко ценится. А если сможете создать что-то интересное и уникальное – прекрасно! Далеко не все, что создается даже профессиональными художниками попадает в центр общественного внимания. Почему? На это есть ряд причин и об этом мы ещё обязательно поговорим.

Фрагмент из фильма 1+1, один из главных героев приходит в изумление от стоимости  картины, выполненной в стиле абстрактного экспрессионизма.
Фрагмент из фильма 1+1, один из главных героев приходит в изумление от стоимости картины, выполненной в стиле абстрактного экспрессионизма.

3) «Насмотренность». Конечно, чтобы увереннее плавать в этом, на первый взгляд, темном и необъятном море современного искусства – нужно много его много смотреть. Чем больше его вариантов и форм исполнения Вы увидите, в музеях и галереях, в каталогах выставок или даже с помощью экрана компьютера или смартфона, тем меньше его наиболее экстравагантные варианты будут Вас шокировать и побуждать к предвзятым рассуждениям (см. пункт 2). При этом немаловажным является визуальное знакомство с классическим искусством, так как «все новое – это хорошо забытое старое» и современные художники нередко обращаются к классике в своих работах.

Фото с выставки «Дейнека / Самохвалов» в ЦВЗ "Манеж", г. Санкт-Петербург (ноябрь 2019 — январь 2020)
Фото с выставки «Дейнека / Самохвалов» в ЦВЗ "Манеж", г. Санкт-Петербург (ноябрь 2019 — январь 2020)

4) «Теория». Да, здесь придется прокачивать свои знания. Классическое искусство решало понятные нам вопросы формы (линии, пропорции, красоты) и содержания (сюжет, символ). В 20-м веке искусство начали рассматривать отдельно от общества, восприятия человеком – само в себе, появилось много искусствоведческих и философских теории, на которые обращали свое пристальное внимание и сами художники. И в такой дружной связке с теорией, постоянно развиваясь и трансформируясь, искусство и добралось до 21-го столетия. Тенденция эта продолжается, поэтому без знакомства с теорией, как классического, так и современного искусства, будет очень сложно воспринимать некоторые произведения. С чего можно безболезненно начать изучение, я обязательно подскажу в этом блоге.

Василий Кандинский. Композиция VI. 1913. Холст. масло. 200 х 300 см. Творчество   Кандинского вдохновлено произведениями великого австрийского и американского композитора, крупнейшего представитель музыкального экспрессионизма, основоположника новой венской школы, автора додекафонии Арнольда Шёнберга. 
Его произведения очень рекомендую к прослушиванию, поздний Кандинский - музыка Шёнберга, застывшая на полотне.
Василий Кандинский. Композиция VI. 1913. Холст. масло. 200 х 300 см. Творчество Кандинского вдохновлено произведениями великого австрийского и американского композитора, крупнейшего представитель музыкального экспрессионизма, основоположника новой венской школы, автора додекафонии Арнольда Шёнберга. Его произведения очень рекомендую к прослушиванию, поздний Кандинский - музыка Шёнберга, застывшая на полотне.

5) «Желание». Пожалуй, это самое главное. Без него вы бы уже остановились на первом пункте или даже не стали бы читать эту статью. А при желании найдутся и время, и возможности для всех остальных пунктов.

Дерзайте!