Найти тему
Сергей Захаров

БЛЕСК И НИЩЕТА КУРТИЗАНОК

Автор: Оноре де Бальзак. Год: 1838

Выписки №43

1. Жизненная сила, равномерно распределённая в человеке, создаёт глупца или же посредственность; распределённая неравномерно, она порождает некую чрезмерность, именуемую гением и показавшуюся бы нам уродством, будь она зрима и осязаема. Тот же закон управляет телом: совершенная красота почти всегда отмечена холодностью либо глупостью.

2. Какая блестящая судьба, какое счастливое семейство… ведь у него будут дети.

3. Женщины устремляются к цели, не думая о законах, точно птицы в воздухе, где им ничто не ставит преград.

4. Свет, склоняющийся перед Деньгами или Славой, не желает склоняться перед счастьем и добродетелью.

5. Женщине всегда приятно знать, чего она стоит.

6. А ведь досадно попасть в ад: мне так хотелось бы увидеть ангелов, чтобы узнать, похожи ли они на тебя…

7. Всё сказано. Дело пойдёт своим порядком. Вы слишком блестяще проявили свои способности, чтобы можно отказаться когда-нибудь от такого судебного следователя, как вы…

8. Женщины, целиком посвятившие себя соблюдению правил приличия, этой коллекции мелочных законов, уже не раз упомянутой в «Человеческой комедии» под названием Женского кодекса, смеются над законами, которые созданы мужчинами. Они говорят всё, что им вздумается; они не страшатся никаких ошибок, никакого безрассудства, ибо они отлично поняли, что не ответственны ни за что, помимо своей женской части и детей. Они, смеясь, говорят самые чудовищные вещи. Они по всякому поводу повторяют слова красавицы г-жи де Бован, сказанные в первую пору её замужества своему мужу, за которым она явилась во Дворец правосудия: «Суди скорее, и поедем!»

9. Являя собой редкий пример нравственного отцовства – чувства, которое хорошо знакомо женщинам, любившим истинной любовью, испытавшим в своей жизни то особое ощущение, когда твоя душа сливается с душой любимого и ты живёшь его жизнью, благородной или бесчестной, счастливой или злосчастной, тусклой или блестящий, когда, несмотря на расстояние, ощущаешь боль в ноге, если у него ранена нога, чутьём угадываешь, что вот он сейчас дерётся на дуэли, - словом, когда нет нужды в доказательствах, чтобы знать об измене.

10. Никакая страсть честной женщины, даже страсть святоши к своему духовнику, не превзойдёт привязанности любовницы, разделяющей опасности жизни крупного преступника.

Страсть у этих людей почти всегда является основной причиной их дерзких покушений и убийств. Повышенная чувственность, органически, как говорят врачи, влекущая их к женщине, поглощает все нравственные и физические силы этих деятельных людей. Отсюда праздная жизнь, потому что излишества в любви для восстановления сил требуют питания и покоя. Отсюда отвращение к любой работе, вынуждающее этих людей искать лёгкого способа добывать деньги. Однако желание жить, и жить хорошо, чувство само по себе сильное, ничто в сравнении со страстью к мотовству, внушаемой женщиной, ибо эти щедрые Медоры любят одаривать своих любовниц драгоценностями, нарядами, а эти лакомки любят хорошо поесть! Захочет девка иметь шаль, любовник крадёт её, и женщина видит в этом залог любви! Так втягивается в воровство, и, если рассматривать сердце человеческое под лупой, придётся признать, что почти всегда в основе преступления лежит чисто человеческое чувство. Воровство ведёт к убийству, а убийство, со ступени на ступень, доводит любовника до эшафота.

11. Дав правосудию такое страшное средство, как одиночество! Одиночество – это пустота, а природа духовная не терпит пустоты, как и природа физическая. Одиночество терпимо лишь для гения, который наполняет его своими мыслями, дочерьми духовного мира, либо для созерцателя божественных творений, в глазах которого оно озарено райским светом, оживлено дыханием и голосом самого творца. Не считая этих людей, стоящих столь близко к небесам, для всех других соотношение между одиночеством и пыткой то же, что между душевным состоянием человека и его состоянием физическим. Различие между одиночеством и пыткой такое же, как между заболеваниями нервного и хирургического характера. Это страдание, умноженное на бесконечность. Тело соприкасается с бесконечностью при посредстве нервной системы точно так же, как разум проникает в неё при помощи мысли. Поэтому в летописях парижской прокуратуры преступники, не признавшие своей вины, наперечёт.

12. А женщина! Та идёт к другой женщине; она может войти прямо в спальню, играя на любопытстве госпожи или служанки, в особенности если госпожа заинтересована или остро нуждается в её помощи.

13. Невежество обладает теми же преимуществами, что и хитрость.

14. Вот что значит принимать у себя людей, в которых не вполне уверен! Прежде чем допустить кого-либо в свой дом, надобно хорошенько разузнать, кто его родители, каково его состояние, какова его прошлая жизнь.

15. Не сумевший внушить к себе любовь, восхищался чувствительными натурами, подобно всем мужчинам, которые никогда не были любимы. Как знать, не отчаяние ли – удел многих мужчин, которым женщины дарят лишь уважение и дружбу, - составляло основу глубокой близости де Бована, де Гранвиля и де Серизи? Ибо общее несчастье, как и взаимное счастье, заставляет души настраиваться созвучно.

16. Если цена путешественника выше, чем цена пули, они уложат его на месте!

17. Нечаянный вздох женщины выворачивает их мозги наизнанку, как перчатку! Они теряют голову от одного её взгляда! Юбка покороче или подлиннее – и вот они в отчаянии бегают за ней по всему Парижу. Женские причуды отзываются на всем государстве! О, как выигрывает человек, когда он, подобно мне, освобождается от этой тирании ребёнка, от этой пресловутой честности, низвергаемой со своих высот страстью, от детской злости, от этого чистого дикарского коварства! Женщина, гениальный палач, искусный мучитель, была и всегда будет гибелью для мужчины. Генеральный прокурор, министр, все они ослеплены: они поднимают все вверх дном ради писем герцогини или девчонки, ради спасения рассудка женщины, которая все равно и в здравом уме будет безумнее, нежели потерявши рассудок.

18. Ни одна женщина не устоит перед мыслью, что она была любима безраздельно.