Искусство Онфима: средневековый Новгород глазами ребёнка
Одной из самых интересных археологических находок стало обнаружение сотен «берестяных грамот» (сообщений, написанных на коре березы острым стилусом), которые были созданы с 11 по 15 века.
Новгородские берестяные грамоты являются главным источником информации о жизни средневекового Новгорода, поскольку это не записи церковных богословов или политических деятелей, а скорее личные послания, долговые расписки, любовные письма, списки покупок и т. д. Одним из самых интересных предметов является коллекция детских рисунков.
Детские рисунки в Средние века?! Даже если такие вещи были созданы, как они могли сохраниться до наших дней? В конце концов, пальчиковые краски, волшебные фломастеры и цветные карандаши еще не использовались, бумага была слишком ценным товаром, чтобы тратить ее на детей, а дверцы холодильников были недоступны для демонстрации творческого гения подрастающего поколения. Большинство продуктов детского вдохновения, вероятно, выражалась на эфемерном холсте из грязи или песка.
Но с берестой другая история. Кора была широко доступна (хотя имеются указания на то, что чрезмерное использование этого материала вызвало сокращение посадок березы) и легко обрабатывалась. Берестой мог воспользоваться любой желающий. Когда кто-то заканчивал играться с посланием, его просто бросили в грязь, где присутствие воды и глины создавало необычайно свободную от бактерий среду, которая сохраняла документы. Таким образом, у нас есть идеальный материал: дешево, легко найти и (благодаря уникальной геологии) хранится сотни лет.
Все найденные нами рисунки из Новгорода, похоже, принадлежат русскому мальчику по имени Онфим, жившему в конце XII или начале XIII века в Новгороде. По оценкам археологов, которые нашли его работы, ему было около семи лет, когда он сделал эти рисунки.
Онфим учится писа́ть
Онфима учили писать, но он явно был неугомонен на своих уроках и, когда ему это удавалось, смешивал свои задания с каракулями. В этом первом примере он начал писать первые одиннадцать букв алфавита в правом верхнем углу, но ему стало скучно, и он нарисовал себя взрослым воином, пронзающим врага копьем. Чтобы снять всякое сомнение в личности воина, он даже назвал человека на коне «Онфимом».
Впрочем, фантазии о том, чтобы стать могучим воином, были не единственным, что придумывал Онфим. В другом примере он взял кусок коры, на котором практиковался (слева), перевернул его (справа) и нарисовал свое изображение, замаскированное под дикого зверя (которого он обозначил, написав над ним «Я дикий зверь»).
Зверь с длинным языком (или огненным дыханием), по-видимому, все-таки дружелюбный зверь, так как он несет табличку с надписью «Привет от Онфима Даниле». Данило был, вероятно, другом, а может быть, даже школьным товарищем, сидевшим рядом с Онфимом.
Друзья и семья Онфима
Онфим любил рисовать людей, и, хотя его художественных способностей не хватало, он был плодовитым. На картинке слева он рисует своих маму и папу. На рисунке справа он рисует двух детей, играющих вокруг дерева (один из них спрятался за деревом).
Больше людей!
Еще больше людей!!!
Онфим идет на войну
В этих двух примерах мы видим, как Онфим рисует батальные сцены.
Я и мой папа
Это же мой папа! Он – настоящий воин. Когда я вырасту, я хочу быть таким же воином, как он!
Спасибо, что вы с нами! Нам будет приятно, если вы поставите лайк, подпишетесь и прокомментируйте прочитанное. Помните: история на самом деле – не то, чем она кажется.