Найти в Дзене

Как устроено интернет-агентство: 6 типов организационных структур

Оглавление

Привет! С вами Сеодроид. О том, как организационная структура агентства влияет на успех бизнеса, на «Большой агентской конференции» Яндекса рассказала независимый консультант по работе агентств Анна Караулова. А мы записали делимся с вами.

Если в структуре ошибки, они перейдут на бизнес-процессы

Агентства обычно начинаются с пары человек-единомышленников. Проблем нет. Когда команда растет, появляются проблемы, в основном — в коммуникациях. Менеджер по продажам пообещал то, что нельзя выполнить. Руководители отделов не могут договориться о маркетинговом плане.

Регулярная организационная структура — это армия. Ее принципы:

  • Единоначалие — в один момент времени команда подчиняется одному командиру, не может быть двух руководителей одновременно.
  • Иерархичность — за человеком заранее закреплено, кому он подчиняется и кто подчиняется ему.
  • Закрепление ответственности — руководитель принимает решения и несет ответственность за последствия.
  • Свобода творчества — сотрудники сами решают, каким способом решать задачи, которые ставит руководитель.

Типы организационных структур

Анна рассмотрела 6 типов организационных структур и рассказала об особенностях каждой из них.

Линейная

Ключевые особенности:

  • обязанности подчиненных не зафиксированы;
  • все сотрудники подчинены руководителю;
  • заместители не принимают решений;
  • решения принимает руководитель — ставит задачи, согласует работы, проводит собеседования и т. д.
От этой структуры, возможно, стоит уйти, если у вас 10 человек, и точно — если 20.

Функциональная

Ключевые особенности:

  • обязанности четко закреплены;
  • выстроена иерархия — у отделов есть руководители;
  • руководитель одного отдела может поставить задачу сотруднику другого отдела, минуя его руководителей;
  • сотрудники участвуют в генерации идей;
  • ответственности руководителей и сотрудников разделена.
Отлично работает для штата 20 человек, нормально — 30-40 человек, плохо — 50 человек.

Линейно-функциональная

Ключевые особенности:

  • все подразделения делятся на две группы: линейные и функциональные;
  • линейной группой руководит операционный директор, функциональной — исполнительный;
  • обязанности сотрудников и подразделений жестко зафиксированы;
  • задачи ставят только руководители.
Каждая группа подразделений выполняет свою роль в компании
Каждая группа подразделений выполняет свою роль в компании
Оптимальна для штата выше 50 и до 150 человек. Ошибка — если генеральный директор не нанимает замов.

Холдинг

Близок к линейно-функциональной структуре. Ключевые особенности:

  • подразделения превращаются в отдельные компании;
  • выделяется отдельное подразделение в виде управляющей компании;
  • у руководителей отделов-компаний появляются широкие полномочия;
  • управляющая компания курирует планирование, финансы, безопасность;
  • увеличивается скорость принятия решений и реакции на изменения внешней среды;
  • появляется возможность масштабировать бизнес.
Близок к линейно-функциональной структуре. С точки зрения учредителей, такая структура очень надежна. Ее уже не требуется менять — только корректировать.

Но пройдя этап линейно-функциональной структуры, компания может не перейти к холдингу, а пойти путем гибких организационных структур — Матричной и Холакратии.

Матричная

Ключевые особенности?

  • команда собирается из сотрудников разных подразделений под проект;
  • пока задача не поставлена, сотрудник подчиняется производственному руководителю;
  • когда ставят задачу, он переходит в подчинение руководителю проекта;
  • производственный руководитель отвечает за подбор персонала, обучение и сопутствующие задачи, руководитель проекта — за тактическое планирование, ход и результаты проекта. В зону ответственности друг друга они не вмешиваются;
  • команды легко формировать, расширять и сокращать.
-3
Структура подходит агентствам со штатом более 50 человек и несколькими направлениями деятельности.

Холакратия

Ключевые особенности:

  • Полномочия и ответственность в таких организациях распределяются по всем рабочим командам.
  • Каждый сотрудник может влиять на жизнь компании и обладает полной властью в рамках своей роли.
Выбирая структуру агентства Анна рекомендует пользоваться этой схемой
Выбирая структуру агентства Анна рекомендует пользоваться этой схемой

На сегодня все.

Полный конспект про организационные структуры агентства по контекстной рекламе, а также выдержки из докладов про перспективы агентского рынка, мероприятия для привлечения клиентов и автоматизацию в агентстве — в нашем блоге.