Война застала летчика младшего лейтенанта Александра Батурина в госпитале. Из-за нелепого случая он поранил правый глаз. Врачи спасли ему зрение, но к летной службе молодой летчик был признан уже негодным.
Однако, выйдя из госпиталя, Батурин сразу принялся за розыски своего полка и через несколько дней встретил на одном из прифронтовых аэродромов звено своего командира Гаврилова. Признавшись, что летать ему запрещено, летчик все же попросил разрешения подняться в воздух. Разрешение было получено.
— Ну как?
— волнуясь, спросил он командира после полета.
— Хорошо!
— улыбаясь, ответил Гаврилов,
— чувствуете самолет по-прежнему.
Младший лейтенант снова получил машину. И вот — первый боевой вылет. Предстояло разрушить железнодорожный мост. Батурин во время сбросил бомбы на цель, а затем, сделав новый заход, с бреющего полета ударил но врагу из пулемета. Летчик не знал, сколько фашистов он сразил, но первый раз по-настоящему почувствовал мощную силу в руках и как бы выросшие быстрые крылья за своими плечами.
Так начал боевую работу Александр Батурин. Он вылетал на штурмовку по 7-8 раз в день, разрушал мосты, уничтожал живую силу и технику врага на дорогах, пикировал на батареи. Раненый правый глаз часто напоминал о себе. Батурин менял очки — для солнечной погоды у него были одни, для пасмурной — другие. Иногда вспоминал запрещение врачей и тихо посмеивался про себя.
«Вот вам и негоден к летной службе»,
— шутливо говорил он после каждого удачного вылета.
В первом же воздушном бою в августе 1941 года Батурин сбил вражеский бомбардировщик. За три года войны он сбил 28 фашистских самолетов, из них десять — лично, остальные — в группе. В его летной книжке записано свыше 600 боевых вылетов. Грудь капитана Батурина украшена Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалью «За оборону Ленинграда». Он — командир эскадрильи «Лавочкин — 5». Летчик-герой накопил богатейший боевой опыт.
— Бить наверняка, точно, уверенно,— вот мой девиз,
— говорит Батурин,
— этому и учу я молодежь своей эскадрильи.
В практике летчика за годы войны немало рискованных тяжелых боев. Он удачно выходил из любого положения. Недавно над заливом в его самолет попало шесть вражеских снарядов. На машину героя наседало несколько «Фокке-Вульфов», и все же он сумел обмануть врага и дотянул до своего аэродрома.
Гвардии капитан Батурин часто взлетает с аэродрома и ведет своих питомцев в бой с врагами нашей Родины.
Однажды он, возвращаясь из полета, заметил скопление вражеской пехоты и автомашин. Летчик внезапно спикировал и пронесся над колонной, обстреливая ее из пушек и пулеметов. Это произошло так быстро, что противник не успел даже открыть огонь.
В другой раз Батурин прикрывал канонерскую лодку, действовавшую вдоль вражеского берега. Финны открыли по нашему кораблю сильный артиллерийский огонь. Летчик решил помочь корабельным артиллеристам. Он никогда раньше не вел корректировки, однако благодаря его указаниям вражеская батарея была разбита.
— Так бить,
— передавал он по радио,
— бить точно, наверняка!
К. Сухич (1944)