Режиссёр, который этой осенью наиболее откровенно и эффективно противостоял нынешнему кризису в искусстве кинопроизводства, является Мартин Скорсезе. Он сделал это не только с «Ирландцем», который сейчас играет в театрах, но, более полемично затронул и другие ветки киноиндустрий, в серии устных и письменных текстов.
Во-первых, он сказал журналу Empire, что фильмы Marvel «не кино», а скорее «тематические развлекательные парки атракционов».
В результате произошла суматоха с режиссерами и актерами, которые работают над фильмами Marvel, такими как Джеймс Ганн и Натали Портман. Фрэнсис Форд Коппола поднял дубину и ударил в супергероиндустриальном комплексе, назвав фильмы Скорсезе «подлыми». Роберт Айгер, глава Disney, студии, которая производит фильмы Marvel, вмешался чтобы разрядить обстановку и не накалять предстоящий бум. И чтобы проблемы, о которых идёт речь, просто не рассеялись, как пепел на ветру, Скорсезе в понедельник выпустил в газете «Таймс» статью, в которой изложил свою точку зрения на угрозы, которые текущая коммерческая среда супергероцентричного Голливуда навязывает в виде фильмов, которые, в свою очередь, угрожают действительно хорошему кино.
- В статье «Таймс» Скорсезе, родившийся в 1942 году, объясняет, что его отвращение к фильмам Marvel может быть связано с разностью поколений, и он по своему определяет кинематографическую битву, в которой он и его поколение сражались.
Он напоминает читателям, что, когда сформировалась его преданность кино, в 1950-х и начале шестидесятых он и его коллеги утверждали, что кино «было формой искусства».
По его мнению драки на зелёном фоне и спецэффекты сделанные на коленке, искусством не являются.
Он продолжает: «В то время шли споры об этом, поэтому мы выступили за кино как равный литературе, музыке или танцу жанр». Мало кто, по крайней мере, в Соединенных Штатах, думал так в те годы. Скорсезе обрисовывает в общих чертах диапазон фильмов, в которых он нашел эстетические пики восхищения: твердолобый, низкобюджетные фильмы, снятые Сэмюэлем Фуллером; роскошный, высокобюджетный, массовый развлекательный мюзикл Джина Келли и Стэнли Донена; дерзкий и жестокий фильм, сделанный для телевидения Доном Сигелем; художественные фильмы Жан-Люка Годара и Ингмара Бергмана; авангардный фильм Кеннета Анжера; и громкое ожидание Альфреда Хичкока.
Два основных пункта Скорсезе заключаются в том, что индустриальный контекст и коммерческие результаты фильмов, за которые он боролся, были просто неактуальны - величие кино и так потенциально можно найти везде, где создаются и демонстрируются фильмы. Но он продолжает определять этот потенциал величия в очень конкретных терминах, которые уже были предложены в виде списка режиссёров, чтобы высказать свое второе замечание: все великие фильмы отражают «объединяющее видение отдельного артиста».
Слово «автор», по мнению Скорсезе, означает идею режиссера как художника, который, хотя и не является единственным художником, работающим над большинством фильмов, больше, чем дирижер или режиссер желающий угодить зрителю. Режиссер, прежде всего, отвечает за основные аспекты композиции изображений, но и делает гораздо больше.
Скорсезе не против фэнтези, а против системы производства, которая погружает авторитет режиссёров в сеть диктовки и решений, принимаемых сверху вниз - сеть, в которой режиссёр скорее функционер, чем создатель.
Скорсезе не столько оплакивает существование такого корпоративного и безличного способа производства, сколько осуждает его господство.
Он утверждает, что эта система основана на «постепенном, но неуклонном устранении риска». Многие фильмы сегодня являются идеальными продуктами, произведенными для немедленного потребления. В качестве примера того, что он имеет в виду, стоит сравнить большинство фильмов о супергероях, снятых Marvel, с другим фильмом о супергероях - действительно, фильмом о супергероях - фильмом, созданным самим Скорсезе в восьмидесятые годы: «Последнее искушение Христа».
Принимая во внимание, что фильмы Marvel задуманы с точки зрения обслуживания поклонников, чтобы удовлетворить и культивировать преданность своих помощников персонажам и сериалу, Скорсезе сделал фильм, основанный на романе Никоса Казандзакиса, который бросил вызов традиции и ортодоксальности, окружающей его. При этом, он столкнулся с серьезными рисками, рисками гораздо большими, чем финансовые, и так же поступила студия Universal, которая произвела фильм. Когда он был выпущен, в 1988 году, «Последнее искушение» было встречено яростными общенациональными протестами перед его выпуском, театры сталкивались с угрозами насилия, а во Франции - с реальным насилием, и в некоторых странах фильм был запрещен. (Некоторые из этих запретов действуют по сей день.)
Подведём итог: Скорсезе вовсе не против фантастического кино, пусть даже с участием супергероев. Но если такое кино выстреливает в массы, поднимая волну положительных отзывов, а режиссёр в это время потирая руки придумывает продолжение, такое кино перестаёт быть творческим искусством. Оно начинает позиционировать себя как массовая коммерческая истерия.
Смотрите хорошее кино по своему вкусу.
Вы также можете ознакомиться с другими интересными темами: