Скоро наступит пора массовых сокращений. Печально, конечно, но это будет. В таком кризисе по-другому не может быть. Где-то сокращать будут вполне официально, где-то умолять "по собственному". В 2008-м все это уже проходили.
И многие вместе с водой выплеснут и ребеночка. Ведь действия будут продиктованы паникой, а не здравым смыслом. Многие компании "уйдут" дорогих ключевых специалистов. Кто-то сократит людей, выполняющих важную работу.
А компаний, которые подойдут к сокращению затрат разумно, к большому сожалению, будет не так много.
Но хотелось бы, чтобы было больше, чем в 2008-м. Ведь тогда кадровая чехарда замедлила посткризисное восстановление.
Конечно, почву для таких действий нужно было готовить заранее. Тогда, когда всё было хорошо. Но ведь мы так устроены, что когда всё хорошо, считаем текущие проблемы гигантскими, не догадываясь, что это цветочки по сравнению с рушащимися рынками.
Что можно сделать сейчас, чтобы не закрыться и получить шанс на преимущество после кризиса.
Во-первых, приложить усилия и описать каждую должность в компании с точки зрения создания ценности для клиента и для бизнеса. Описать какие именно операции совершают сотрудники. И понять риски некачественного выполнения этих операций. Это даст возможность выделить пул специалистов, с которыми нельзя расставаться ни при каких условиях.
Во-вторых, описать все руководящие должности с точки того, какие решения на них принимаются. С таким описанием будет понятно кто действительно принимает решения, а кто перекладывает их на вышестоящих и де-факто работает исполнителем.
В-третьих, провести нормирование операций, выполняемых сотрудниками. Причем, как операций, совершаемых для клиента, так и для коллег. Это позволит понять сколько сотрудников действительно нужно компании для обеспечения непрерывной работы.
И в-четвертых, обязательно собрать антикризисное совещание, на котором:
- согласовать цели посткризисного восстановления (да, вперед сейчас смотреть очень нужно);
- создать программу сокращения расходов (рекомендую для анализа взять расходные бюджеты 18-19 годов);
- согласовать параметры, по которым вы проведете оценку эффективности сотрудников;
- создать программу работы с сотрудниками в период кризиса (продумать, как и на каких условиях вы будете удерживать ключевых сотрудников и чем в дальнейшем вознаградите их за лояльность).
А в этом видео мы поговорим о том, как правильно надо увольнять сотрудников: