Интервью с директором ДОЛ “Городок “Салют” Сулиной Светланой.
Светлана Витальевна, как Вы оказались в ДОЛ “Городок “Салют” в первый раз? Сколько лет Вы уже работаете в этом лагере?
Мои родители работали на Тушинском Машиностроительном Заводе (ТМЗ) – предприятии, которое построило наш лагерь, и когда мне исполнилось 7 лет, я отправилась на свою первую смену в «Салют». С тех пор моя жизнь неразрывно связана с этим местом. Я провела тут всё детство и юность, а когда мне исполнилось 25 лет, по комсомольской путёвке отправилась работать вожатой, затем стала старшей вожатой, а с 2002 года работаю директором.
Вы ездили в детстве в детские лагеря? Какие самые яркие впечатления остались?
В других лагерях я бывала только на «инструктивных» выездах уже в качестве вожатой. Это когда перед летом вожатские команды разных лагерей собираются в одном и проходят специальную подготовку к сезону. А детство – только в «Салюте». И это было счастливое детство.
Я благодарна судьбе, что оказалась в этом лагере и пережила столько ярких и счастливых моментов. В Салюте я обрела многое из того, что имею сейчас – семью, близких друзей, любимую работу… Это больше, чем лагерь – это неотъемлемая часть жизни.
Каким Вы видите идеальный детский лагерь? Что бы Вы хотели улучшить в “Городке “Салют”? Что Вы для этого делаете?
Идеальный лагерь — это безопасное и комфортное место, где дети могут реализовать свои многочисленные потребности и стремления. Место, где каждый ребёнок может почувствовать себя счастливым и нужным, освоить новые виды деятельности, побороть страхи и стать сильнее. Всё это возможно только с сильной и сплоченной педагогической командой. Ведь лагерь «прикасается» к ребёнку руками вожатых.
Мы уделяем огромное внимание подбору и подготовке вожатских кадров. Я всегда учу своих вожатых работать с открытым сердцем. Это было актуально и в пору моего «вожатства», а в нынешний «компьютерный» век особенно актуально. Нашему лагерю идет уже седьмой десяток, мы очень гордимся и дорожим своей историей и традициями.
Но времена меняются, и мы должны соответствовать текущим запросам государства и общества, а в первую очередь – актуальным запросам наших детей. Именно поэтому, мы очень чутко реагируем и отзываемся на современные тренды, ежегодно добавляя в свою работу что-то новое и свежее.
Какая самая сложная и интересная проблема, с которой Вы столкнулись, работая в лагере?
Знаете, в конце нулевых годов, в жизни нашего лагеря был период, когда мы несколько сезонов подряд принимали у себя детей из детских домов и интернатов. Это был очень непростой, но в тоже время интересный и полезный опыт для всей нашей педагогической команды.
Мы с большой теплотой и трепетом вспоминаем те времена, а с некоторыми детскими домами до сих пор поддерживаем тёплые отношения. Хоть и прошло уже почти десять лет.
А так, каждое лето преподносит нам большое количество интереснейших педагогических задач. Ведь как не бывает двух одинаковых детей, так и не бывает двух одинаковых отрядов, смен и сезонов соответственно. Каждая смена — это своя история, свой мир. И наша задача сделать этот «мир» максимально ярким, наполненным и счастливым.
У Вас очень большой опыт работы с детьми, как вы думаете, дети меняются? Отличаются дети 90-х годов от детей миллениалов, рожденные в 00 годы?
Хороший вопрос. Я отвечу так: дети остаются детьми, всегда. Они ведь не выбирают в какое время им появится на свет.
Дети 90-х росли в мире, где не было сотовых и интернета, поэтому они с большей охотой участвовали во всех мероприятиях и играх, были более открыты и вовлечены в «реальную жизнь». Нынешнее поколение детей, растущее в пору интернета и социальных сетей, порою сложно из этих «сетей» вырвать. Но тем интересней становится наша задача – увлечь, научить, замотивировать. Они не лучше и не хуже, просто они растут в другое время. Но продолжают познавать это мир, искать себя в нём, дружить, любить, учиться. А наша задача – максимально им в этом помочь.
Методы воспитания и работы с детьми в лагере сильно изменились, к примеру, за последние 10 лет?
Если говорить о специфике лагерной жизни, то всё новое — это хорошо забытое старое. Пионерская организация прекратила свое существование почти 30 лет назад, и с того момента все лагеря отправились в «свободное плавание». К сожалению, многие из них оказались к этому не готовы и закрылись навсегда. За это время появилось огромное количество программных лагерей – игровых, языковых, спортивных, тематических.
Однако, принципы лагерной жизни остаются, по сути, те же – воспитание коллективом в коллективе, творческий подход ко всему, режим дня, правильное питание. Огромную роль по-прежнему играют вожатые, от их мастерства и профессиональной подготовки зависит очень многое. Важно не забывать о своих истоках, но в тоже время гибко адаптироваться к современным реалиям.
Есть ли в вашем лагере собственная легенда, которую вы передаете из поколения в поколение?
О, их очень много! Ведь нашему лагерю столько лет! У нас даже есть музей лагеря, где собрано огромное количество экспонатов, повествующих современным «салютовцам» о том, как жили их предшественники. Мы гордимся своей историей и традициями и передаём их из поколения в поколение.
Вы знаете, как Вас называют дети?
Светланочка Витальевна. Каких-то особых «прозвищ» нет. Ну, или по крайней мере я о них не знаю (улыбается). Вожатые вот за глаза называют просто «Светлана».
У Вас есть любимое место в лагере?
Любое место, где ступала нога ребёнка. Лагерь сам по себе – это уникальное место с особой энергетикой. Вы только представьте, сколько за эти годы тут отдохнуло детей, сколько эмоций и переживаний тут было. Но, наверное, самое любимое место — это бывшая «пионерская комната».
Когда я была старшей вожатой, проводила там очень много времени, иногда засиживалась допоздна, готовя мероприятия. А ведь были еще и вожатские свечки. Да, с этим местом у меня связаны особые воспоминания. Там и в нынешнее время «кипит» работа и собираются вожатые, а по утрам у нас там проходят оперативки.
Как Вы отдыхаете от суматошной жизни лагеря летом?
Честно говоря, летом и отдохнуть-то бывает непросто. Иногда, в особо суматошные дни, когда проверки нагрянут или ещё что, мне достаточно минут 30 в тихий час погулять по пустому лагерю, послушать пение птиц, едва уловимое перешёптывание детей в корпусах, и сразу дышать легче становиться. Понимаешь ради чего всё это. Наверное это – лучший отдых.
Правда ли, что жизнь лагеря замирает после того, как уезжают дети в конце лета и опять начинает бурлить только в начале лета?
Замирает разве что на недельку. Ведь уже в сентябре мы начинаем готовиться к новому сезону, планировать мероприятия, анализировать прошедший сезон. Лагерь, это в первую очередь наши дети. А они продолжают встречаться и взаимодействовать и вне стен лагеря. Это, кстати, одна из наших главных целей, чтобы всё, чему дети научились и приобрели за лето в лагере, они привнесли в свою жизнь и после окончания смены. Именно поэтому наши вожатые организуют лагерные встречи, совместные походы в кино, музеи. Так что «Салют» остаётся «Салютом» даже вне лета.
У Вас есть мечта, связанная с лагерем?
Не знаю, можно ли назвать это мечтой. Это скорее наша общая цель – чтобы «Салют» продолжал работать и развиваться. И не только летом! Мы хотим открываться и осенью, и зимой, и весной. Делаем для этого всё возможное и постепенно движемся к осуществлению этой цели. Мы хотим, чтобы он всегда оставался для детей – лагерем счастливого детства.
Более подробно о лагере можно почитать на сайте.