Найти тему

Онлайн-уроки и карантин. Три вещи, о которых забыли

Анна Новосад

Экс-министр образования и науки Украины

Онлайн-уроки и карантин. Три вещи, о которых забыли

Кризис подтолкнул нас как можно быстрее овладеть цифровыми навыками. Но в масштабах стран — наличие онлайн-платформ для обучения вовсе не означает доступ к хорошему образованию для всех

По разным оценкам, на сегодняшний день около миллиарда детей оказались на вынужденном карантине из-за развернувшейся пандемии коронавируса. Более 120 стран перешли на дистанционное обучение. Выпускные экзамены или отменены, или отложены на неопределенный срок. Учителя и директора школ, родители и дети вынуждены учить и учиться онлайн.

Кризис подтолкнул всех как можно быстрее овладеть цифровыми навыками. Digital education is new normal. И примеров успешной адаптации школ и учеников к карантинному онлайн-образованию немало. Однако не стоит забывать, что в масштабах стран, и Украины, в частности, наличие лучших цифровых обучающих платформ автоматически не означает доступ к хорошему образованию для всех.

Вот, как минимум, три важные вещи, на которые стоит обратить внимание, формируя государственную образовательную политику во время карантина.

Интернет и компьютер — очевидные атрибуты жизни. Но не для всех. Цифровой разрыв между разными группами людей так велик, что рановато говорить о том, как онлайн-образование заменит офлайн. Будущее наступило, но, к сожалению, распределилось неравномерно — то есть не для всех.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в рамках исследования PISA, в таких развитых странах как Австрия, Дания, Швейцария или Норвегия у более 95% детей дома есть гаджет, благодаря которому можно учиться. В Индонезии этот показатель уже существенно ниже — всего 34%.

Согласно той же выборке, чуть менее 95% украинских 15-летних школьников упомянули наличие компьютера. Но если по тому же вопросу взглянуть на группу детей, живущих в стесненных жизненных обстоятельствах, то лишь у 78% таких ребят есть доступ к гаджетам.

Рановато говорить о том, как онлайн-образование заменит офлайн

Значит, более 20% учеников и учениц из наиболее уязвимой группы не могут воспользоваться дистанционным онлайн-обучением во время карантина. Поэтому, телеуроки, стартовавшие на украинских телеканалах в рамках Всеукраинской школы онлайн — действительно выход (но при условии, что дома есть телевизор).

Хотя тут стоит вспомнить еще об одной важной детали — готовность родителей наладить образовательный процесс в домашних условиях. Исследование PISA-2018 говорит, что лишь 57% родителей по собственной инициативе обсуждают с учителем успехи своего ребенка. Выходит, что половина украинских родителей не очень-то интересуются школьной жизнью детей. Вот и вопрос: как же они тогда займутся учебой дома, если в принципе не следили за образованием своего чада?

Правительства все как один рекомендуют не выходить из дома, поскольку самоизоляция и социальное дистанцирование позволяют предотвратить инфицирование. Но ряд стран все же оставили открытыми детские сады, начальные школы и другие учреждения по присмотру за детьми для отдельных категорий граждан. При таком подходе учтены разные жизненные обстоятельства родителей.

Так, в Великобритании, Нидерландах и Швеции дети, чьи родители работают в сферах, напрямую связанных с борьбой против коронавируса, — медики, парамедики, социальные работники — продолжают учиться в школах и учебных заведениях. Кроме них, такая возможность предоставлена ребятам, чьи родители заняты в сферах транспорта, публичного управления, производства и продажи продовольствия, коммунальных сервисов и безопасности. На сайте британского министерства образования есть целый список так называемых «критических работников». К слову, в этот перечень входят парламентарии и ученые, которые обязаны быстро принимать важные для государства решения или быстро работать над поиском этих решений.

Финляндия оставила открытыми дошкольные заведения и начальные классы для тех, у кого родители не могут обеспечить дистанционное образование дома, а также для детей, недавно иммигрировавших в страну, которые изучают финский язык и готовятся к базовой школе.

Продолжают работать чешские и эстонские детсады, и учебные заведения для контактного обучения детей с особенными образовательными потребностями. Снова-таки нельзя применить единый подход ко всем. Нужны разумные формы ограничительных мер, чтобы учиться могли даже те, кто живет в особо сложных условиях.

К сожалению, для многих детей школа — не только место учебы, но и возможность получать более-менее качественное и здоровое горячее питание. По данным Мировой продовольственной программы ООН на конец марта пандемия и массовое закрытие школ лишили 364 млн детей ежедневных приемов пищи — еды, от которой эти дети зависят.

Около 35 млн детей в США питаются лишь благодаря школьным федеральным продпрограммам. Специальные обеды составляют 2/3 всего питания этих детей. Американское правительство и отдельные штаты уже ввели ряд инноваций в организации питания в условиях карантина. Штаты Южная Каролина и Нью-Йорк внедрили систему grab-n-go, когда родители могут прийти в школу и забрать продуктовый набор, рассчитанный на несколько дней. В Мичигане работает доставка на дом.

Конечно, ни первый вариант, ни второй — не идеальны, поскольку частично нарушают правила социального дистанцирования. Но в нынешней ситуации важно учитывать долгосрочные последствия недоедания детей и влияния этого на их учебные результаты — без разницы онлайн или офлайн.

В Украине более 25 млн детей ежедневно получают горячее питание в учебных заведениях. 460 тыс. из них, по данным Минсоцполитики, — из малообеспеченных семей. В условиях карантина они автоматически лишаются горячего обеда, если местные власти не организуют альтернативные варианты. Излишне говорить, что в условиях недоедания невыученные уроки или невыполненная школьная программа — куда меньшая проблема.

Цивилизованность государства часто определяется тем, насколько власть готова помочь гражданам особой категории — тем, кому сложнее остальных. Особенно в такие темные времена, как сейчас. Поэтому прилагая усилия для скорейшего введения онлайн-обучения, политикам и управленцам следует помнить, что есть немало других сверхважных составляющих, которые нужно учесть для образования на карантине.

Колонка опубликована в журнале НВ. Републикация полной версии запрещена.

Из соображений безопасности и руководствуясь заботой о здоровье наших читателей, курьеров, доставляющих номер, и членов редакции, в ближайшие несколько недель журнал будет выходить только онлайн.