Часто мне задают клиенты вопрос: какую нишу выбрать для участия в госзакупках, чтобы неплохо зарабатывать? Отвечаю: роспись икон для РПЦ! Не, ну а что, Вы-таки видели там цены? Или в космос ракеты запускать – там конкуренции вообще нет, одна контора на всю страну и все!!!
Ну а если серьезно, то выбирать можно почти любую нишу. Обратите внимание на слово «почти». Давайте с Вами разберем какие ниши востребованы в госзаказе и почему?
По ту сторону от поставщиков по 44-ФЗ, как это ни странно, но тоже находятся люди. И чаще всего, потребности госзаказчиков связаны с обеспечением жизнедеятельности этих людей. Люди хотят есть, их рабочие места нужно содержать в порядке и соответствующем состоянии, а если люди болеют – их нужно лечить. Канцелярия, ремонт автомобилей, услуги по проведению культурно-массовых мероприятий и многое другое. Казалось бы, абсолютно очевидные потребности, как и у всех остальных потребителей. Правда, с некой долей специфики.
На протяжении уже довольно длительного периода времени спрос в госзаказе распределяется следующим образом: 35% всего спроса - подрядные работы по капитальному и текущему ремонту, 22% – это лекарственные препараты и медикаменты,15% - услуги в непроизводственной сфере, 10% - продукты питания, 8% - медтехника и медоборудование и оставшиеся 10% - прочие отрасли.
Но я бы предложил взглянуть на вопрос выбора ниши несколько с другой стороны – Ваша экспертность в том или ином продукте. Если вы уже имеете опыт продажи инженерной сантехники, понимаете рынок, знаете ключевых игроков в опте и рознице – это должна быть Ваша ниша и в госзаказе. Умеете выполнять подрядные работы для коммерческих клиентов, понимаете, какие требования предъявляют к подрядчикам – вот Ваша ниша в госзаказе. Если вы мастерски продаете аксессуары для мобильных телефонов и планшетов, знаете какой чехол-книжку предложить маминой подруге тете Тани – не суйтесь в госзакупки (серьезно, я проверил – чехлы, пленочки на экран и попсокеты не покупают на госзакупках).
Возьмусь сделать некоторые прогнозы относительно востребованных ниш в госзакупках, где уже сейчас, в условиях пандемии и кризиса, снижается конкуренция (причины я писал здесь):
- Мелкие коммунальное-бытовые услуги, содержание имущества, территорий, покос травы и вывоз мусора.
- Спецодежда и средства защиты (все производители в стране кинулись спасать государство от напасти новой коронавирусной инфекции, что рубашку Вашему участковому сшить некому).
- Автозапчасти и авторемонт (кризис выдавил много мелких предпринимателей и в этой сфере услуг).
- Строительство и ремонт (самый большой по уровню спроса рынок – всем хватит).
Отдельно стоит выделить, конечно, нацпроекты. Но подробно о них в следующий раз!
Пишите в комментариях интересующие Вас ниши и я покажу, как можно проверить спрос, емкость, сезонность и конкурентов в этой сфере.