Найти тему
Doom Horror Cult

«Три Лика Страха» и Black Sabbath

Постер к фильму Black Sabbath / I Tre Volti Della Paura
Постер к фильму Black Sabbath / I Tre Volti Della Paura

«Чёрная Суббота» или «Чёрный Шабаш» согласно легенде, которую в своих интервью подтверждали отцы любого метала Black Sabbath, это тот самый фильм, в честь которого они взяли название для группы в 1970ом. Какое-то время бирмингемцы выступали как Earth, но выяснилось, что под этим же названием в Англии играют не только они, так что позарез требовалось броское и запоминающееся (по меркам 1970го года) лого. Напротив репетиционной точки, где гремела четвёрка начинающих звёзд тяжёлого рока, размещался кинотеатр, на афише которого они однажды и увидели эти два слова. Очередь в кассу подтолкнула их к мысли, что если на эту чертовщину люди хорошо берут билеты, то и на группу под таким именем пойдут охотно. Такова официальная версия происхождения названия Black Sabbath, под которым команда пусть и в разном составе выступает с перерывами и всё больше с успехом вот уже пол столетия.

Афиша к фильму Black Sabbath / I Tre Volti Della Paura
Афиша к фильму Black Sabbath / I Tre Volti Della Paura

Однако, всё не так просто. Во-первых, фильм, на который ссылаются музыканты, в оригинале назывался I Tre Volti Della Paura (Три Лика Страха). Это антология трёх новелл ужасов за авторством итальянского режиссёра Марио Бава, чья фильмография насчитывает не один десяток фильмов в жанрах ужасов, джалло и экранизации историй о викингах и греческих героях (его восьмисерийная версия Одиссеи 1968 года считается самой подробной экранизацией поэм Гомера). Как вы видите, перевирание названий фильмов для местного рынка не является привилегией исключительно отечественных надмозгов – между «Тремя Ликами Страха» и ни к чему не обязывающим заголовком «Чёрный Шабаш» есть существенная разница. Три истории, объединённые под этим названием, не связаны между собой сюжетно. Первый эпизод «Телефон» рассказывают историю о мстительном отвергнутом любовнике. Второй сюжет «Вурдалак» интересен тем, что в его основе лежит готический рассказ ужасов графа Алексея Константиновича Толстого «Семья вурдалака». Существует экранизация этого произведения перестроечного разлива, датированная 1990ым годом, но надо обладать исключительной мотивацией, чтобы решиться её смотреть. Ну и третья часть альманаха «Капли воды» - классическая нравоучительная притча о том, что с трупа лучше ничего не снимать – ни сапог, ни колец, ни «пинджака с карманами». Киноленту хвалили за качественный уровень напряжения во всех трёх эпизодах, за режиссуру и умеренно оригинальный сюжет, но также сдержано журили за фатализм. Но тогда оглушительного коммерческого успеха фильм не получил, хотя со временем зрители и критики оценили его по достоинству. Одно из несомненных достоинств фильма в том, что одну из ролей исполнил известный британский актёр фильмов ужасов Уильям Генри Пратт, он же Борис Карлофф. Наличие в актёрском составе ленты этой знаковой фигуры как для кинематографа ужасов, так и для поклонников традиционного doom metal делает «Три Лика Страха» особо привлекательным для обеих категорий любознательных зрителей.

Едва не забыл сказать. Относительно названия группы Black Sabbath есть альтернативное, достаточно аргументированное мнение. Американский автор Дж.Дж. Ансельми излагает его в своей книге Обречены Проиграть (“Doomed To Fail”). Парой лет ранее официального появления Black Sabbath американская психоделическая рок команда Coven записала дебютный альбом Witchcraft Destroys Minds & Reaps Soul, известного своей откровенно сатанистской направленностью (к слову, инновационно обыгрываемой даже на первых концертах группы). Это был первый музыкальный альбом, в оформлении которого использовались знак «козы», перевёрнутые кресты и фраза «Hail Satan», и согласно свидетельствам того времени альбом был спродюссирован настолько, что роль почти всех музыкантов, кажется, сводилась сугубо к исполнению отведённых им ролей. - Что с того? – нетерпеливо скажет читатель. Да в сторону конспирологию, вот два факта, которые обращают на себя внимание: просто первая песня первого альбома Coven называется ‘Black Sabbath’, просто бас-гитарист группы Майкл Грегори Осборн указан на этой пластинке как «Оз Осборн». И это 1969 год. Совпадение?

-3

Black Sabbath 1970

Дж.Дж. Ансельми прямо говорит о том, что Black Sabbath заимствовали эстетику первого альбома и название у Coven, также он не исключает, что Джон Майкл Осборн взял себе псевдоним «Оззи» именно после знакомства с альбомом Coven. Оззи в своей биографии указывает на то, что кличка “Ozzy” привязалась к нему в школе… Если сравнить трек-листы дебютников Black Sabbath и Coven, то можно найти ещё одно совпадение. У американцев мы находим песню “Wicked Woman”, у бермингемцев - “Evil Woman” (кавер версия на трек блюз-роковой группы Crow). Добавлю, что перевёрнутый крест на задней стороне конверта к винилу Black Sabbath по словам Тони Айомми был добавлен по настоянию менеджера группы, а музыканты были вообще против. На фотосессиях того периода участники группы часто щеголяют массивными нательными крестами, так что, скорее всего, это действительно была идея менеджмента. Хайпанули барыги! В интервью MTV (1986 год) журналистка Марта Куин прямо спросила Тони Айомми о роли Coven в создании имиджа Black Sabbath, указав на два вышеупомянутых совпадения и схожесть уникального на тот момент имиджа. Йомми сделал рожу кирпичом и сказал, что такой группы не знает.

Вы можете верить биографиям участникам Black Sabbath, хотя принимая во внимания их образ жизни и космические масштабы употреблённых ими за годы карьеры веществ, я бы делил половину из сказанного ими ещё на два. Заимствование имени из песни другой группы, заимствование каких-то внешних элементов вообще – это никогда не было проблемой в рок-среде. Тем более, что музыкально обе группы кардинально отличались друг от друга, и именно Black Sabbath благодаря своей музыке стали самой влиятельной рок-группой века. Но отрицать внешние влияния – это несерьёзно, как-то не по статусу. Так или иначе, группа Black Sabbath своей тяжёлой блюзовой песней ‘Black Sabbath’ (и её дьявольским заглавным рифом) с альбома Black Sabbath положила, пусть и с задержкой почти в пару десятков лет, начало целому стилю doom metal и задало эстетическую норму равнения на атмосферу фильмов ужасов и прямые заимствования сюжетов из этих фильмов.

Кадр из фильма Black Sabbath
Кадр из фильма Black Sabbath