Найти тему

"РУССКИЕ ШАЛИ"

"Русские шали" Михаил Вишняков

Я пишу это в дни золотой зрелости в сентябрьском саду, у окошка, за которым жарко цветёт осень. Кажется, что берёзы и лиственницы, боярка и каменная рябинка накинули на плечи нарядные русские шали. И никто, кроме Господа Бога, не знает, зачем так ярко наспевает и нацветает короткое забайкальское лето. Зачем являет перед увяданием красоту, которую способен вобрать в душу только человек — венец творения?
Русские шали всегда волновали меня тайной орнамента, смысловой загадкой узоров, живописным праздником радости и вдохновенного творчества. Как прожилки в берёзовом листе, в каждой русской шали изнутри золотятся восемь нитей основы. Всегда восемь! От средневековых полунок, до советской символики, от стариннейших, набивных полотнянок до современных тканей  — всегда неизменны, как восьмиконечный русский крест, видны  восемь нитей основы. Восемь!
Любой геометр или математик скажет:
— О, нашёл топор под лавкой! Четыре стороны света да четыре угла меж ними — вот и образуется естественное поле для восьмеричной основы. Всё просто.
Как бы не так! Кроме восьмерика есть старинная дюжина — 12 частей меры и веса. Есть усечённая пирамида на одну-три-пять долей, есть шестиконечная звёздочка, есть пятиконечная звезда и т.д. — в орнаменталистике фантазия не знает границ. Есть, вероятно, десятки и десятки систем упорядочивания ритма, сочетания геометрических точек в гармоничный узор. Отчего же русский ум заклинило на восьмиконечном кресте?
Отчего на северных русских морях до Петра Первого компас-матку делили не на 360 градусов, а на 32 ветра-стрика, которые моряки-беломорцы называли не «норд-норд-ост», а меж-севера к полуночнику; не «зюйд-зюйд-ост», а меж-лета-обедник; не «зюйд-зюйд-вест», а меж-лета шалоник; не «норд-вест», а стрик-севера к побережнику и т.д.
Как можно точно плавать по морям-океанам, когда один градус отклонения стрелки равен 11, 25 стрикам — как трудно всё это рассчитать в уме в «дышучем» просторе? Куда проще поделить окружность на 360 градусов.
Снежной осенью 1987 года в селе Красный Чикой я купил редкую книгу «Русские шали». Сельповская продавщица наклонилась ко мне и шепнула:
— Береги. Там «наши» узоры есть.
Я понял, что «наши» — это значит старообрядческие, «семейские», восходящие к русскому восьмиконечному кресту. В гостинице включил свет, раскрыл книгу и засмотрелся, как очарованный странник. О, какое сочное буйство красок, щедрость цвета и света! Жар солнца, синева неба, багрянец и золото, перламутровый блеск и бирюзовые искры — такого празднества красоты давно не видели мои глаза. В книге были помещены цветные фотографии 121 шали из коллекций Загорского историко-художественного музея-заповедника и Московского платочного объединения города Павловский Посад.
Не знаю, почему, но на одной из шалей, называющейся «Солнечный круг», изготовленной мастерицей Н.И. Слащевой, я стал считать зубчики-лепестки в короне восьмиконечной основы. Они шли в последовательности цифр: 30-8-20, 30-8-20. Воображение тут же подставило вместо арабских цифр числовые значения букв славянкой азбуки кириллицы: тридцать — это «Л», восемь — «И», двадцать — «К». Получилось «ЛИК».
Я вздрогнул, достал блокнот, начал считывать и записывать последовательность зубчиков по диагонали. Получилось: 40-10-100-1, 40-10-100-1. Подставил буквы: 40 — «М», 10 — «I», 100 — «Р»,  I — «А»,  то есть «М1РА». В целом «ЛИК МIРА». Вот вам и бабушкина шаль! Причём, в старинном значении слова МIР, как Божий мир, а не как окончание войны, раньше писалось именно через «i». И Лев Толстой свой великий роман в рукописи назвал «Война и мiр».
Значит, мастерица Н.И. Слащева знала это или видела похожий узор на старинной шали и интуитивно перенесла его при изготовлении в 1973 году в свой «Солнечный круг»…
Где-то я читал, что древние мудрецы из надиудейского жречества или герметики, или индийские маги зашифровали в игральных картах ТАРО (ТАРОТ) тайное знание о мире и человеке. Они рассуждали: добро и красота — хрупки и не вечны, а зло и порок — постоянные спутники человека. Разрушатся и исчезнут египетские пирамиды, сгорит Александрийская библиотека, рухнут еврейские и греческие храмы, забудутся все знания и открытия. А игра в карты, как порок, останется. И, может быть, новые поколения жителей Земли, внимательно изучив карты Таро, найдут божественные истины…
С той снежной осени я ищу математика-энтузиаста, составителя компьютерных программ для того, чтобы «загнать» в некую математическую систему узоры русских шалей. Есть она, математическая последовательность и закономерность, есть! Её надо только найти, перебрав все возможные варианты, чтобы увидеть и прочитать — ЧТО зашифровано в восьмиконечной основе русской мысли.
Глядя на узоры русской шали, я не согласен с халдейскими знатоками насчёт зла и порока. Вечны и изначальны в мире добро и красота. Просто они грешному человеку даром не даются. Цветок лотоса или ромашки, может быть, цветёт не столько для нас, сколько для неба и солнца на нём. Только Бог знает, зачем это цветение природы так прекрасно!

Русские шали! Июльское поле.
Маки цветут и сияет листва. Рожь наклонилась над узкой тропою:
Зелень и золото, и синева!

Может быть, ангелы Божьего мира Не разобщили, а вместе сплели
Негу и таинство — нить из Кашмира
С огненной ниткой персидской  земли.
Северный лён — белоснежное чудо. После недолгой, но зрелой весны
Вдруг да появятся, как из-под спуда
Русские льны — это русские сны.
Синяя лента и алый кокошник,
Русая вьюга на жарких плечах,
Звон бубенцов, карусель скоморошин,
Тихий алтарь при туманных свечах.
Годы летят, как челнок по основе.
Праздничным светом сияет душа.
Вот переходит он, светло-вишнёвый В тёмно-вишнёвую шаль.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Материал подготовлен с использованием сведений сайта СТИХИ.РУ
© Copyright:
Михаил Евсеевич Вишняков, 2010
Свидетельство о публикации №110042502660