Сколько времени (лет) человек считает своим? По моим прикидкам обычный человек спокойно удерживает своим вниманием примерно 200 лет: 100 лет до своего рождения и 100 лет после.
Нашему поколению в этом смысле повезло. Мы начали жить в эпоху перемен, да так на оси перемен и остались. Мы дети детей войны и внуки воевавших с фашизмом - это все нам родное. Революция, война, оттепель, застой, перестройка, распад СССР, экономический кризис - все это было как вчера. Конечно, каждое явление достойно отдельной статьи, но сейчас все оптом.
Для нас Пушкин с Лермонтовым - свои парни. А Ленин знаком с пеленок как дедушка. С младенчества в коллективе таких же бесхозных детей с ключами на шее мы привыкли не нуждаться в родителях, занятых строительством развитого социализма. Мы занимали себя сами, нисколько не страдая от простой жизни. Мы радовались и жизни в деревне у бабушки, и жизни на даче, куда выезжали со всем скарбом и даже патефоном.
За хорошую книгу готовы были биться. Читали запоем и у всех нас в личных библиотеках стоят книжки, полученные за макулатуру. Появление вдруг огромного книжного многообразия сводило с ума и опустошало карманы. В школе мы еще застали присутствие мужчин, а в сталинские времена их было около 40% от всех учителей.
Квартирный вопрос нас всех испортил и неуемная жажда своего угла у каждого первого. Общага - это норма и школа жизни. Детство в глубинке проходило в бараках и домах, построенных пленными немцами. Я еще помню беленый известкой общественный туалет на улице. В окрестных домах не было канализации. На наших глазах коммуналки превращались в хрущевки и затем в полнометражки. На наших глазах взросли кооперативные дома и дома МЖК. Нас легко было обмануть посулами - каждой семье по квартире в 2000-м году. Мы надеялись, но смирились - квартиры пришлось покупать.
Мы пережили головокружительное превращение изобилия в дефицит и обратно в изобилие много раз. Помним талоны на все товары, очереди и зависть к колбасным прилавкам Европы. И не заметили, как привыкли к огромным супермаркетам еды и прочего барахла, иномаркой никого уже не удивишь.
Наше поколение начинало свой путь с убеждения, что космос наш родной дом. Республики - это добрые соседи, да что там соседи - сестры. Мир внезапно распахнул все двери и мы повалили за границу, почему-то надеясь, что там тоже сестры и медом намазано. Хотя за эти 200 лет ничего не изменилось в отношении мира к России. Всегда не такая как надо Европе и Америке.
Мечтавшие годами о телефоне в квартире (о, пресловутая техническая недостаточность), мы стали свидетелями фантастического технического прогресса. Телевизоры, магнитофоны, компьютеры, сотовые телефоны, планшеты - мы все это на своей шкурке проверили. Для нас до сих пор слово пейджер имеет смысл и вызывает умильную улыбку.
Политические режимы сменяли друг друга на наших глазах. Вроде недавно был царизм, а уже опять почти он. Крепостное право, гражданская война, репрессии, раскулачивание, бунты в застойные годы - в нас это все живет и болит, и порой это невозможно объяснить детям. Коммунисты, ставшие верующими, и диссиденты, ратующие за возврат СССР. Это все мы - рожденные в 60-е и еле успевшие (я про себя) ухватить пенсию.
Эпидемии, как и катастрофы, всегда были под запретом, и, пожалуй, впервые на нас обрушивается вся негативная масса о коронавирусе. А мы только только привыкли свободно говорить о смерти от рака. Наученные всей нашей полосатой переменчивой жизнью, не верим тому, что видим и слышим. И по сути, нами все также легко манипулировать, как и в прошлом веке.
Что впереди? Перемены! Однозначно.
Для нашего поколения 60-х они так и будут продолжаться. Еще лет 40-50 будем их наблюдать. А что? Мы ж привычные, нам повезло.
Еще возрастное:
В кино за 10 копеек
Полдник в детском саду
Когда мир вертелся вокруг книг
Оздоровляюсь в 55
Голосовать схожу, хотя поправки мне без разницы