15 апреля 1843 года родился Генри Джеймс — американский писатель, который с тридцати лет жил в Европе, а за год до смерти принял британское подданство. Красной нитью через все его творчество проходит тема противостояния Старого и Нового Света. К 177-летию «ненадежного рассказчика» мы собрали любопытные факты о нем и его жизни.
Где родился, там не пригодился
Генри Джеймс родился в Нью-Йорке, в семье американского богослова. Уже с детства он проводил много времени в Европе (Женева, Париж, Лондон). Повзрослев, прозаик понял, что европейское окружение более благоприятно для его творческого развития. Он долгое время жил в Риме и Париже, но обосновался в Лондоне на Пиккадилли, где и были написаны его самые знаменитые романы.
Презирал американцев
Представителей Нового Света писатель считал непосредственными и наивными. По его мнению, американцы вынуждены приспосабливаться либо бросать вызов интеллектуальности клонящегося к упадку Старого Света. Отсюда проистекает тема борьбы американской и европейской цивилизаций, которая заняла ведущее место в творчестве Джеймса. Столкновение культурных традиций мы наблюдаем в романах «Женский портрет», «Вашингтонская площадь», «Дейзи Миллер», «Послы».
Дружил с Тургеневым и Флобером
Наибольшее впечатление на Джеймса произвели романы Готорна и Тургенева, которых он называл своими наставниками. В Париже Генри познакомился с Иваном Сергеевичем, а тот, в свою очередь, представил прозаика Флоберу и его ученикам: Золе, Доде, Мопассану.
Возродил жанр мистического рассказа
Джеймс возродил жанр мистического рассказа о привидениях, но придал ему жуткую психологическую достоверность. Добился он этого с помощью точного пересказа ощущений «ненадежного рассказчика»: читатель воспринимает художественный мир повести исключительно с точки зрения главного героя. Повествование приобретает настолько субъективный характер, что больше напоминает «поток сознания».
Предрек эстетику модернизма
Дин Хоуэллс — основоположник реалистической прозы в США, издатель журнала, в котором Генри публиковал свои первые рассказы. Уже тогда Хоуэллс сетовал на то, что Джеймс в своих работах уделял большее внимание описанию внутренних переживаний персонажей, а не событий окружающей действительности.
Чувствуя, что время реалистического романа уходит, прозаик решил испытать свои силы в качестве драматурга. Но эта идея не увенчалась успехом. Тогда Генри обращается к предмодернизму: сводит число персонажей к минимуму и ставит их в психологически напряженные ситуации. Его проза насыщается сложными грамматическими конструкциями, культурными аллюзиями и символическими образами.
Понравились факты?
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!