Фильм 2013 года "Поле в Англии" при всей своей самобытности удивительным образом напоминает сразу несколько совершенно разных фильмов (Маяк, Мертвец, кому-то он даже напомнил Трудно быть Богом), схожих, однако в аскетичности исполнения:
Это касается декораций, которых используется минимально;
актёрского состава, для счёта которого достаточно пальцев одной руки;
и, имхо, внутреннего содержания.
И по поводу последнего, разумеется, стоит поговорить поподробнее.
Разумеется, какой-то конкретной цели или смысла фильм, как и любое творение подобного рода, не несёт и рассчитывает исключительно на восприятие самого зрителя.
Сложно однозначно классифицировать фильм, сочетающий в себе историческую драму, сюрреализм и психодел 60-х. Очевидно, что уже в самом таком подходе множество недостатков, так ещё и повествование при своём скромном хронометраже кажется затянутым. По содержанию и форме фильм больше напоминает студенческую короткометражку и мог бы занимать всего 50-60 минут временного пространства, но режиссёр выбрал трудный путь.
И всё же, несмотря на вышеуказанные упрёки, фильм - а про такие не говорят, что он определённо хорош или плох - это скорее победа авторского кино (или арт-хауса, если хотите), нежели поражение, поскольку за счёт того самого минимализма и аскетичной наполненности, автор выстраивает настоящий ад на земле практически из пустоты: отчаянные мужики с жидкими бородами да земля, порождающая лишь траву да пресловутые грибы. В итоге всё сводится к привычной финальной перестрелке, такой простой, но необходимой каждому зрителю для разрядки после той атмосферы, полной саспенса, в которую нас бросили как мешок с котятами.
Всей этой атмосферности не может не поспособствовать превосходная чёрно-белая картинка, зачастую будто бы идеально выстроенная по всем правилам комопзиции. Хочется скринить её снова и снова.
Если что-то и говорить о стилистике повествования и персонажах, то первое, что бросилось в глаза - фильм очень афористичен, порой настолько, что складывается впечатление будто читаешь роман.
И наверное благодаря похожей атмосфере, которая обязана тесному мужскому общению персонажей и архаичности времени действия, хочется сравнивать этот фильм с "Маяком". Однако, всё может сложиться вовсе не в пользу последнего, ведь в отличие от "Маяка", который ценен по сути своими референсами к немецкому экспрессионизму с блэкджеком и Мурнау и вселенной Лавкрафта, "Поле..." ценен сам по себе своим безумием и жестокостью, самобытностью, непредсказуемостью.
Спасибо, что дочитали. Подписывайтесь на канал, дальше будет только интереснее!