"Возможно все" - девиз философской школы Солнечного Сфинкса. Еще древние греки говорили - ничто не ново под луной. Однако, взгляд на, казалось бы, известное под другим углом зрения, позволяет увидеть и раскрыть новые грани этого самого известного, и возможно, обнаружить неизвестное. Посмотрим же вслед солнечному сфинксу на некоторые тайны природы и жизни.
1.1. Однажды в некотором городе N, сообщество ученых решило исследовать лес, что находился вдали от города. Собрали, значит, кто-что смог разные измерительные приборы - линейки, весы, спектрометры и прочую научную аппаратуру. Вот заходят в лес, идут вглубь, навстречу им попадается ежик. Хватают его, значит, и начинают измерять. Измерили все, что возможно измерить с их аппаратурой : число иголок, их длину, их частоту на теле, опутав электродами, сняли электромагнитные параметры ежика. В общем изучили от и до, однако, будем милосердными и оставим его в живых в данной истории. Понятно дело, за такие научные достижения были получены премии, звания, открыты новые лаборатории выписаны гранты на дальнейшее изучение ежиков.
Прошло время и решили ученые города N. продолжить исследования леса, пройти дальше вглубь его. Идут, значит, они вглубь леса и выходят вдруг на край огромной поляны. А на другом краю поляны стоит слон. Ученые города N. достают схемы, таблицы, формулы с описанием ежика и давай применять к слону. Понятно дело ничего не сходится. Как быть? Звания то и премии уже получены, да и комфорт больших, мягких кресел к некоторым местам весьма притягателен. И решили ученые города N. после не длительного обсуждения, что слонов не существует. И отправились дальше искать ежиков
1.2. Классический опыт квантовой физики - прохождение пучка электронов через пластину с двумя щелями. При наблюдении за прохождением пучка электроны ведут себя как частицы, корпускулы, и на экране образуются две полосы от двух щелей. Если не наблюдать за прохождением пучка электронов, то на экране появляется волновая интерференционная картина - чередование темных и светлых полос, а электроны, следовательно, являют собой волны. Наука назвала данные свойства квантовыми, с соответствующими квантовыми законами, погрузив в эти законы весь микромир. Прокинуть мост в макромир попытался Шредингер, но воз и ныне там. Возможно, стоит попытаться поискать квантовые явления в макромире. А уж затем проложить связь между двумя мирами.
1.3. Восточная мудрость хранит одну примечательную притчу о слоне и слепых мудрецах. Есть разные варианты притчи. Вкратце содержание ее таково - каждый мудрец ощупал часть слона, отдельную от других ее частей и, соответственно, полученным ощущениям определил для себя внешний вид слона. Так мудрец, коснувшийся уха, заявил, что слон похож на веер. Тот, который ощупал бивень, сказал, что слон - это копье. Другие, ощупав ногу, живот, хвост и хобот заявили каждый, что слон похож на дерево, бочку, веревку и змею. Уделив немного внимания содержанию притчи, попытаемся определить слона, как квантовое состояние, волновую функцию, являющейся суперпозицией состояний, включающих в себя и наблюдения мудрецов.
1.4. Жарким июньским днем на пляже города N. загорало, отдыхало и резвилось немалое число людей. Вдруг нежданно-негаданно поднимается сильный ветер, в чистом небе появляется грозовая туча, которая стремительно проносится по части города. Проносится по пляжу, переворачивая и унося барбекю, зонтики, панамы с голов. Плотный ливень с градом обрушивается на отдыхающих - некоторые из воды не упели выйти. Через минут 20-30 туча торжественно удаляется, оставляя отдыхающих, ну скажем так, в не совсем расслабленном виде. Спектр эмоций людей варьируется от "какая мерзость, я только полдня до пляжа добиралась" до, побудим уж оптимистами, "какая восхитительная свежесть в такую невыносимую жару".
В данном эпизоде есть некий простор для обозначения квантового состояния - пускай, это будет туча. И если в предыдущем случае мудрецы пришли к слону, то в этом случае к людям пришел сам "слон", то есть наша туча, и, соответственно, дала себя "пощупать". Люди высказали все, что думают про эту тучу, что в контексте нашего размышления - провели наблюдения над тучей.
1.5. В некотором государстве, назовем его Тридевятым, правительство решило провести реформу, озаботившись, так сказать, приращением блага для народа этого самого Тридевятого Царства. Суть реформы - "живи дольше, работай больше - и ни в чем себе не отказывай". А назвали ее - пенсионная реформа. Первая часть сути реформы для народа Тридевятого Царства, вторая часть сути реформы - для "слуг народа". Спектр эмоций, с последующим отношением к этой реформе, также разнообразен, как и в случае с тучей, однако, плотность негативной оценки на порядки выше, чем позитивной оценки - оно и понятно, ведь "слуг народа" намного меньше самого народа. Что же в данном случае будет квантовым состоянием ? Реформа, принятая правительством? С "наблюдателем" вроде все понятно - это народ, в купе с его "слугами".
1.6. Напоследок, еще один коротенький пример. Некий вольномыслящий философ решил изложить свои размышления в некой статье с применением модных и до жути таинственных научных терминов - квантовые состояния, квантовые системы, декогеренция, ну и прочее. Причем, сама статья не научная, что возможно спасет вольнодумца от гнева научных экспертов. Что, впрочем, будет понятно по наличию, а, возможно, отсутствию комментариев. Так вот, будет ли статья, наподобие того же слона или тучи объектом квантового состояния для читающих эту статью?
1.7. Следует для начала внести ясность в том, что "наблюдения", "определения", "описания", "измерения" - это все тождественные действия в восприятии квантовых состояний. И во всех перечисленных выше эпизодах ни слон, ни туча, ни реформа, ни статья не являются квантовым состоянием. А таковым будет, именно, эмоции людей, их чувства. Определим это квантовое состояние термином - "психосфера".
P.S. Ввиду того, что изложенное выше оказалось не таким коротким, хотя в голове и вибрирует идеей не занимаемой никакого физического пространства, то изложение данной идеи, или пакета идей, что более верно, придется продолжить в следующих выпусках. Не забывайте, что девиз философской школы Солнечного Сфинкса - "Возможно Все". А пока парочка задач от Сфинкса.
Задача 1.1 Встречаются как-то христианин, мусульманин и буддист. И говорят друг другу, что, вот, ученые открыли частицу Бога, пойдемте, говорят, посмотрим на это чудо. Приходят, значит, к ученым, те ставят им опыт, в ходе которого каждый представитель конфессии независимо, подчеркнем слово "независимо", наблюдает частицу Бога. После встречаются друг с другом. Христианин говорит, что, вот, видел лик Христа, порадуйтесь мол. Мусульманин переглянулся с буддистом, и говорит, что ошибаешься дорогой, четкий профиль пророка Мухаммеда наблюдал он. Буддист же сказал, что вы оба не правы - образ Будды был явно увиден им. Недолго споря, решили они, значит, все вместе посмотреть на частицу Бога.
Вопрос: Кого или что увидят христианин, мусульманин и буддист при совместном наблюдении? И почему?
Задача 1.2 Имеем постановку классического опыта с двумя щелями. Имеется два наблюдателя. Первый, обычный наблюдатель, "корпускулярный". Второй же наблюдатель не совсем обычный - назовем его "волновой наблюдатель". Первый наблюдает прохождение электронов, видит корпускулярную картину на экране, как и положено - два максимума от двух щелей. Второй наблюдатель, который "волновой", тоже наблюдает прохождение электронов и видит на экране интерференционную картину. Что? Да, именно, так, видит волновую интерференционную картину. Опыт проводится в разных местах, и наблюдения обоих наблюдателей независимы. Но, вот, "волновой наблюдатель" решил пойти в место первого эксперимента, где ставит опыт обычный наблюдатель. "Волновой наблюдатель" незаметно для обычного начинает наблюдать прохождение электронов через щели.
Вопрос: Что увидит обычный наблюдатель на экране? Почему? Что на экране увидит обычный наблюдатель, когда узнает, что в эксперименте участвует "волновой наблюдатель"? Почему?
Напоминаю, что девиз философской школы Солнечного Сфинкса - "Возможно Все". Продолжение следует.