Найти тему

Вырезал — вставил: как научиться монтировать видео

Монтаж — ключевая часть постпродакшена видео, которая позволяет сделать ролик логичным, целостным и интересным. Как начать с ним работать — рассказывает Василий Мостовщиков, режиссер монтажа и главный по видео в самиздате «Батенька, да вы трансформер».

Съемки обычно проходят весело: вы импровизируете, шутите, кривляетесь перед камерой. Но когда садитесь отсматривать материал и открываете исходники, то настроение быстро портится: вы выглядите и звучите так себе. Делиться отснятым уже ни с кем не хочется. Ситуацию спасает монтаж: склеиваем исходники воедино, убираем лишнее и добавляем эффекты.

Монтаж спасает даже самое плохое видео. Знаете, как первоначально выглядел четвертый эпизод «Звездных войн»? Это был один из самых бессмысленных фильмов, который перекроили и превратили во что-то стоящее уже на постпродакшене. Ненужные сцены вырезали, а повествование сильно упростили. Финальную схватку, в которой главным героям грозит гибель, смонтировали из лишних кадров — и драматичная сцена появилась буквально из воздуха.

10 принципов монтажа: как склеивать по крупности, по скорости, темпу, ритму, свету, цвету, направлению основного движения в кадре так, чтобы результат не резал глаз. Но эти правила можно и нужно нарушать. Если склейка работает, выглядит красиво — значит, вы всё делаете правильно. Воспитывайте насмотренность и доверяйте себе.

Монтаж может менять смысл истории. Режиссер Лев Кулешов однажды провел эксперимент, в результате которого выяснил, что, если поставить рядом два кадра, их сопоставление даст новые смыслы.

Сначала он крупным планом снял актера, смотрящего вдаль, затем три других плана: тарелку горячего супа, ребенка в гробу, молодую девушку на диване. Каждый из получившихся монтажных кусков он сопроводил портретом актера в начале.

Зрители, посмотревшие фрагменты, пришли к выводу, что в первом герой хочет есть, во втором — опечален смертью ребенка, в третьем — очарован лежащей на диване девушкой. Кадр с актером во всех случаях был одинаковым, но в склейке со следующими кадрами давал разную информацию.

Выбирайте разные виды монтажа в зависимости от целей. Склеивать кадры можно не только в хронологическом порядке. Донести мысль помогут разные виды монтажа. В некоторых случаях — как в постельной сцене комедии «Голый пистолет» — уместней ассоциативный монтаж. Герой ложится в постель со своей девушкой, но вместо секса мы видим действия из обыденной жизни: распускается цветок, взлетает ракета, поезд въезжает в тоннель, баскетболист попадает мячом в корзину, в небе видны фейерверки.

В других ситуациях — как с фильмом «Челюсти» — подойдет вертикальный монтаж, когда нужный образ создается с помощью картинки и звука. Зритель привыкает к связке «подводный кадр + устрашающая музыка = убийство». Когда их показывают снова, зритель готов к повторению сюжета (вспомните детей, которые пугали отдыхающих искусственным плавником).

На композицию кадра сильно влияет цвет. Синий визуально отдаляет объекты, красный — приближает. С этим можно играть. Оттенки определяют и эмоциональное восприятие картинки: в фильме «Одержимость» Дэмьена Шазелла главный герой мечтает стать великим барабанщиком. Его одержимость хорошо передают болезненно-золотой и оранжевый оттенки, которые создают напряженную атмосферу.

Хорошая и мощная программа для профессиональной цветокоррекции — DaVinci Resolve. Еще одна — Adobe After Effects — попроще, но и ее возможностей вполне хватит.

Музыка и звуки помогают сгладить даже неудачную склейку. Брать звуки можно с бесплатных ресурсов вроде фотостоков, например Freesound. Есть и платные (Envato Market, Soundsnap), но они очень дорогие: за один сэмпл придется заплатить около десяти долларов.

Если вы не преследуете коммерческих целей, на первых порах можно поучиться с чужими звуками: эффекты можно находить в Youtube и скачивать в формате MP3 с помощью сторонних сайтов-помощников. Но будьте аккуратны с авторскими правами: платформы внимательно следят за их соблюдением. Если вы собираетесь публиковать видеоролик, нужно убедиться, что у звука свободная лицензия, или попросить у автора разрешение на использование. Будет лучше, если вы найдете звукорежиссера и запишете нужные звуки сами.

Кроме того, скопипащенные из интернета звуки не стоит использовать в профессиональных роликах — чаще всего они звучат фальшиво. Правда, при желании фальшь можно использовать во благо: чтобы создать ощущение неестественности — на этом держатся первые два сезона «Твин Пикса».

Не забывайте, что главное в видео — картинка. Попробуйте посмотреть ролик без звука: если происходящее на экране вас смущает, значит, вы делаете что-то не так и над монтажом стоит поработать еще.

Не бойтесь вырезать лишнее. Снимайте, сокращайте — чаще всего лишние куски сильно портят картину. Не бойтесь резать — да, на это бывает трудно решиться, но ролик станет только лучше.

Универсальный софт для монтажа — программы Adobe: они подходят и для Windows, и для iOS. Установите три программы: Media Encoder — для кодирования, Premiere Pro — для редактирования, After Effects — для создания эффектов. Они работают в связке, поэтому видео из одной программы удобно загружать в другую — для этого его не нужно каждый раз экспортировать на компьютер. Большой плюс программ Adobe в том, что их можно использовать одновременно, это значительно ускоряет работу.

Программы можно попробовать бесплатно, но через семь дней использования придется заплатить. Выгоднее всего оформлять подписку на Creative Cloud (2318,40 рубля в месяц), куда входят эти и многие другие приложения.

Экспортировать видео можно в Media Encoder. Перед сохранением определитесь с тем, на каких платформах будете его размещать: настройки (разрешение, формат, кодек) для сториз Instagram и экрана в торговом центре будут отличаться, поэтому узнайте требования платформы заранее.

Форматы тоже зависят от площадки: к примеру, Youtube поддерживает практически все форматы: MOV, MPEG4, MP4, AVI, WMV и другие; Дзен — MP4, MOV, GIF.

А какие ваши любимые фильмы с интересным и необычным монтажом? Пишите в комментариях!

Подготовила Саша Новикова