Найти в Дзене
severok1979

Как старый электровоз стал памятником!

Рядом с железнодорожным вокзалом (построен в 1951-1953 гг.) на станции Норильск-Сортировочная (ул. Вокзальная) был установлен (когда-то одинокий, а теперь уже нет), электровоз-памятник. Сегодня мой рассказ именно о нём. 01. Общий вид, здание вокзала справа. 02. Вблизи. 03. Заводская табличка. 04. Фото с другой стороны. 05. Более крупно вблизи. Теперь о самом памятнике и историческом электровозе.
Статья "Электрическая сага из газеты" «Заполярная правда»
Рассказывает хранитель музея истории дороги Николай Александрович ЯКУШИН.
"Этот электровоз уже устанавливали здесь в 1986 году, но неудачно — внизу проходили коммуникации: трубы канализации, теплотрасса. Во время одного из ремонтов вскрывали коллектор под электровозом, а его убрали на отстойные пути, да так там и оставили. Электровоз и двух его братьев серии IV–КП–I (что значит контактный промышленный электровоз четвертой весовой категории) привезли в Норильск с завода–из

Рядом с железнодорожным вокзалом (построен в 1951-1953 гг.) на станции Норильск-Сортировочная (ул. Вокзальная) был установлен (когда-то одинокий, а теперь уже нет), электровоз-памятник. Сегодня мой рассказ именно о нём.

01. Общий вид, здание вокзала справа.

Фото автора, 2013 год.
Фото автора, 2013 год.

02. Вблизи.

Фото автора, 2013 год.
Фото автора, 2013 год.

03. Заводская табличка.

Фото автора, 2013 год.
Фото автора, 2013 год.

04. Фото с другой стороны.

Фото автора, 2013 год.
Фото автора, 2013 год.

05. Более крупно вблизи.

Фото автора, 2013 год.
Фото автора, 2013 год.

Теперь о самом памятнике и историческом электровозе.
Статья "Электрическая сага из газеты" «Заполярная правда»
Рассказывает хранитель музея истории дороги Николай Александрович ЯКУШИН.
"
Этот электровоз уже устанавливали здесь в 1986 году, но неудачно — внизу проходили коммуникации: трубы канализации, теплотрасса. Во время одного из ремонтов вскрывали коллектор под электровозом, а его убрали на отстойные пути, да так там и оставили.

Электровоз и двух его братьев серии IV–КП–I (что значит контактный промышленный электровоз четвертой весовой категории) привезли в Норильск с завода–изготовителя в 1953 году, в этом смысле он ровесник города. В те годы Норильская железная дорога переходила с паровозов на электрическую тягу. Вот три таких электровоза и были в Норильске первыми.
Правда, эксплуатировать их начали только в 1954 году. Поначалу и установка контактной сети для них еще не была закончена, и депа не было, и людей, чтобы их водить, тоже. Ведь ни одного электровозника в молодом Норильске еще не было, были только машинисты паровозов.
Около года первые электровозы простояли в ожидании работы — здесь же, на станции Норильск–Сортировочная, которая в то время еще называлась станцией Зуб–гора.
В феврале 1954 года в одном из цехов Малого металлургического завода сделали новое депо. Организовали курсы, подготовили восемь машинистов электровозов и вскоре начали возить уголь от Центральной углесортировки (станция Угольная на Шмидтихе) до ТЭЦ.
Их называли «русАчками», потому что они были изготовлены в России, в Новочеркасске. А были еще и немецкие электровозы аналогичной модели. Их делали под Берлином и в качестве контрибуции отправляли в Россию. Здесь их звали «немками».
В Норильске эти «русачки» и «немки» работали до 1981 года. Позже комбинат взял на вооружение новые, более мощные электровозы, которые работали от напряжения в 3000 вольт. Под них переделали всю контактную сеть и все подстанции, а старые тепловозы на 1500 вольт были списаны
.

09. На грани исчезновения. Обратите внимание на утраченную и не восстановленную эмблему с советским гербом.

Фото 2007 г., автор Р. Попов.
Фото 2007 г., автор Р. Попов.

10. Переезд на ул. Октябрьская в Старом городе. Часто использовались "спарки" электровозов серии IV–КП–I .

Историческое фото с сайта http://foto.gazetazp.ru/ автор Михаил.
Историческое фото с сайта http://foto.gazetazp.ru/ автор Михаил.

11. Согласно рассказу Николая Якушина, на всех предыдущих фото "русачки", т.е. электровозы серии IV–КП–I отечественного производства. Но были в Норильске ещё и "немки", т.е. внешне похожие электровозы ЕЛ2, по информации с http://scaletrainsclub.com строившийся в ГДР на локомотивостроительном заводе Ганс Баймлер нем. Lokomotivbau Elektrotechnische Werke для предприятий Советского Союза. Всего с 1957 по 1967 гг для нужд СССР было построено 230 электровозов ЕЛ2.

Историческое фото ЕЛ2 с сайта http://foto.gazetazp.ru/ . г. Норильск, НЖД.
Историческое фото ЕЛ2 с сайта http://foto.gazetazp.ru/ . г. Норильск, НЖД.

12. Цветное фото рабочего экземпляра с http://parovoz.com Внешние отличия серии IV–КП–I от ЕЛ2 хорошо заметны.

Цветное фото рабочего экземпляра ЕЛ2 из депо Магнитогорского металлургического комбината с http://parovoz.com
Цветное фото рабочего экземпляра ЕЛ2 из депо Магнитогорского металлургического комбината с http://parovoz.com