Славу Гостиному двору принесли купцы. Бродили по торговым рядам владимирские офени - странствующие торговцы мелочами с галантерейным и мануфактурным товаром, книгами, лубочными картинками и разные зазывалы. Но торгующие странники приходили и уходили, а купцы оставались. Как неразменный рубль. На этих «столпах» и держалась торговля. И слово купеческое было крепкое.
«Грубые, простые сукна, синие, темно-красные, белые, работы московских сукновален, разложены па прилавках. Ситец, сарпинку, азиатскую выбойку, парчу — богатым невестам на сарафаны, китайку, связки дешевых кораллов, сахар, сушеные сласти, посуду...» — все это можно было увидеть па местном базаре. Товары свозились на уфимский Гостиный двор со всей матушки-России.
«Я любил заезжать в ряды, — вспоминает об уфимском Гостином дворе С.Я. Елпатьевский. - В небазарные дни магазины были пусты. Из неотапливавшихся зимой магазинов купцы и приказчики сходились в «теплушках» сзади магазинов, где весь день продолжалось бесконечное чаепитие. Теплушки являлись своего рода клубами, и странно было мне слушать там горячие споры о последней книжке «Отечественных записок» и германской социал-демократической партии, о политическом движении в Петербурге. Иногда заходили в теплушки сельские лавочники из дальнего уезда, торговец из приуральских заводов и подолгу засиживались и слушали разговоры губернских людей. И вместе с товарами увозили и книжки, и не одни Бова-Кородевичи и Гуак — непреоборимая верность попадали в деревенские и заводские лавочки. Слушал и мальчик, бегавший с медным чайником за кипятком, и но ночам читал книги, которые — говорили приказчики — непременно-непременно нужно прочитать.
И когда выходил в приказчики и женился, в его «горке» вместо сахарных пасхальных яиц, серебряного подстаканника и всяких безделушек, какие я видал у приказчика в Москве и Скопине, стояли его любимые книги, которые он с великими жертвами постепенно приобретал.
Как и вопрос о музыке, так и тут можно было до известной степени узнать историю, проследить, откуда пошла крамола именно в купеческо-приказчичьей среде. Хранилась память об уфимце, поэте Михайлове, сосланном в каторгу в 60-х годах, был когда-то в гимназии учитель словесности, проповедовавший, пока не сделался директором гимназии в другом городе, вредные идеи; но осведомленные пожилые приказчики говорили мне, что основоположники их просвещения были высланные в Уфу на родину из Петербурга в конце 60-х или начале 70-х годов два студента и одна курсистка. Они привезли и получали запретную литературу, они образовали первые кружки самообразования, так как сами вышли из этой среды, привлекали в них родственников и товарищей детства из купеческо-приказчичьего и духовного круга».
За примером далеко ходить не нужно: купец 2-й гильдии, медопромышленник Илья Платонович Алексеев, участвовал вместе со своим сыном Владимиром (учащимся уфимской мужской гимназии) в подготовке Демской и Миасской экспроприаций. Более того, собирал по подписке деньги на приобретение оружия. Открыли подписку служащие статистического отдела Земской управы. Дальше она перебросилась к купцам.
Другой значительной фигурой среди торгового люда был приказчик. «Один из первых моих пациентов, молодой приказчик из «рядов», — писал С.Я. Елпатьевский, — на втором же посещении рассказа.! мне, что у них, приказчиков, есть кружок самообразования, что они собираются, читают вместе и спорят до глубокой ночи. Я познакомился со многими приказчиками — с некоторыми, такими, как я, ярыми рыболовами, ездил на рыбалки. Руководителем их был тоже приказчик из «рядов» лет 35, очень умный и развитой, хотя так же, как и большинство их, не прошедший систематической школы. Кажется, он был одинокий, и была у него какая-то личная в жизни — скоро он застрелился...
Две трети рядов были владимирцы, часть — ярославцы, и не часто встречались местные, исконные. Мне много приходилось лечить их, и помню — один старый купец рассказывал мне свою историю жизни и прошлое других знакомых купцов.
Бродили владимирские офени по всей России, облюбовали Уфу и оседали в ней. Сначала маленькая лавочка, а потом внедрялись в ряды. А потом выписывали с родины приказчиками сродственников, племянников, односельчан, которые нередко потом сами становились хозяевами — места были просторные...» (из книги "Гостиный Двор в Уфе", 2006).
Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой!