Фильм «Alita: Battle Angel», снятый Робертом Родригесом по сценарию Джеймса Кэмерона, без сомнений, является лучшим киновоплощением японской манги – с этим спорить не имеет смысла. Ближе всего по качеству к ней стоят «Призрак в доспехах» и «Грань будущего» - да, этот фильм тоже является экранизацией японских комиксов, которые, в свою очередь, были адаптацией книги японского же автора Хироси Сакурадзаки, а «Призрак в доспехах» это прямая экранизация манги Масамунэ Сиро.
Кто постарше, может, помнят ещё и «Гайвера», которого хватило на целых два фильма, но мы его вспоминать не будем, а отправим на пенсию по выслуге лет.
В общем, не только Marvel и DC умеют снимать фильмы по комиксам. Однако, «Призрак в доспехах», несмотря на Скарлет Йохансон в главной роли и бюджет в 110 000 000 $ в прокате собрал меньше 170 000 000, что было провалом – ведь значительную часть сборов забирают себе кинотеатры. В чём причина неудачи, я не знаю – мне фильм понравился.
«Грань будущего», несмотря на Тома Круза в главной роли, тоже особых успехов не показала: с бюджетом в 178 000 000 $ он собрал в кинотеатрах 370 500 000 $, что тоже находится на самом пороге окупаемости. Хотя выпуск второй части уже подтверждён, что довольно странно, учитывая небольшие финансовые успехи первой части.
В кинематографе есть чёткие правила: фильм должен окупиться, что понятно. Если он заработал больше денег, чем стоило его производство – начинается работа над сиквелом. Если фильм не окупился или прибыль от него было не очень значительной – на продолжении ставится крест. Что логично, ведь кино – это просто бизнес.
А вот с «Алитой» всё не так просто, особенно для её автора Джеймса Кэмерона. «Алита» - фильм-мечта. Это не культовый «Терминатор» и не технологически прорывной «Аватар». Это небольшая, честная и по-японски жестокая, история, снять которую Джеймс Кэмерон мечтал с 1995 года.
История
Кэмерон всегда был известен технологичностью своих фильмов. Можно спорить об их сценарных изысках – или отсутствии таковых – но каждый фильм Джеймса Кэмерона был технологическим прорывом. Трёхмерная графика и макетные съёмки в «Терминаторе», «Чужих» и «Бездне», которые и сейчас выглядят отлично, продолжение их развития в «Титанике» и, наконец, невероятный прорыв в кинематографе на съёмках «Аватара», где Кэмерон со своей командой придумал абсолютно новую технологию съёмки SimulCam – огромный шаг для мирового кино.
Но всё это было лишь средством для создания «Алиты». Если до 1995 года Кэмерон работал над технологиями лишь постольку, поскольку, то увидев в знаковом году мангу «Сны оружия» за авторством Юкито Кисиро, а после её анимэ-адаптацию, Кэмерон просто заразился ими.
Однако, как Джордж Лукас не мог снять первые эпизоды «Звёздных войн», так же и Джеймс Кэмерон не мог снять «Алиту», имея технологии своего времени. Лукасу для создания новых серий «Звездных войн» пришлось ждать 22 года, Кэмерону ещё больше, но это время он посвятил разработке нужных для «Алиты» технологий.
В 2002 году Кэмерон завершил работу над предварительной версией сценария и подписал договор об экранизации с автором оригинальной манги Юкито Кисиро – к слову, тот мечтал об экранизации не меньше Кэмерона, однако рисованное аниме, вышедшее в 1993 году, ему категорически не понравилось. На Кэмерона автор возлагал куда большие надежды. Уже в 2003-м Джеймс Кэмерон анонсировал начало работ над фильмом, однако эти работы так и не начались – режиссёр был занят «Аватором».
«Аватар», при разработке которого было создано несколько прорывных технологий, который снимался на протяжении трёх лет, самый дорогой и самый кассовый фильм до выхода финальных «Мстителей»; фильм, после выхода которого набрали популярность привычные сегодня 3D-кинотеатры, был создан лишь как ступенька для создания «Алиты». Но именно «Аватар» «Алиту» и убил, поглотив всё время Джеймса.
Как Алита стала реальной
Сняв невероятно дорогой «Аватар» и выручив им огромную сумму, Кэмерон оказался начисто отрезан от «Алиты». С успехом «Аватара» он был просто обязан сделать для него продолжения – причём, как Джеймс пообещал, сразу несколько. Мощнейший технологический прорыв фильма о синих гуманоидах поставил планку для самого же Кэмерона – теперь каждый его новый фильм должен быть в разы лучше предыдущего. Всё своё время Джеймс Кэмерон посвятил работе над продолжениями «Аватара», это стало его основным занятием на более, чем 10 лет. Возможно, выход «Аватара» 2, 3 и 4 действительно станут бомбой в кинематографе – и последними проектами Кэмерона, учитывая его возраст – но на создании «Алиты» «Аватар» отразился не лучшим образом: у Кэмерона попросту не осталось времени на проект мечты, он занялся проектом технологий и денег.
Однако о своей мечте Джеймс Кэмерон не забыл: все эти годы он продолжал дорабатывать сценарий «Алиты», хотя и понимал, что не сможет её снять. И вот в один прекрасный день 2015 года он просто отдал сценарий Роберту Родригесу, который, кстати, тоже был фанатом «Алиты».
Родригес не стал заморачиваться, а просто начал работу. Сценарий Кэмерона был традиционно очень длинным по меркам фильмов того времени, перегруженным деталями и не особо важными сценами для фантастического экшна, поэтому Родригес сократил его на треть – со 186 страниц до 125
Бюджет для съёмок удалось выбить на уровне 175 – 200 миллионов долларов. Самому Родригесу такие деньги никто бы не дал, учитывая малые сборы его предыдущих фильмов, но благодаря Джеймсу он смог получить нужные средства. Съёмки начались в октябре 2016 года на собственной студии Родригеса «Troublemaker». Чтобы понимать масштаб декораций, которые были построены для съёмок «Алиты», нужно заметить: «Troublemaker» занимает территорию бывшего аэропорта, и этой территории для съёмок оказалось мало, пришлось задействовать ещё 8 дополнительных площадок. К слову, декорации «Алиты» стали самыми масштабными за 25 лет работы студии Родригеса.
Было построено 8 улиц Железного города в натуральную величину и с мельчайшим вниманием к деталям. Когда автор оригинальной манги Юкито Кисиро приехал на площадку для консультации режиссёра, он был поражён, как скрупулёзно его рисунки были перенесены в реальность.
Основная часть фильма – реальные декорации, реальные люди и реальные трюки. Для чего же тогда были годы разработки трёхмерной графики, захвата движений персонажей и их мимики, синхронизация реальной и виртуальной камер, если почти весь фильм – за исключением сцен моторбола - снят на натуре? Исключительно ради Алиты – кибердевочки с большими глазами. Именно её создание было главной сложностью фильма. Грим не подошёл бы, не говоря уж об использовании куклы – только живая игра для компьютерного тела. Всё остальное Кэмерон мог легко снять ещё в 90-х. Зато теперь Алита считается одним из самых сложных для воплощения, но всё же воплощённым персонажем кинематографа.
Роза Салазар, исполнившая роль Алиты, играла в реальных декорациях с реальными актёрами, но сама так ни разу и не появилась в кадре – она была полностью заменена компьютерной моделью, повторявшей её движения и мимику. Впрочем, об этом снято уже множество роликов – сегодня мы говорим не о технологиях, а о самом фильме. Просто хочется вспомнить, каких усилий потребовала всего лишь одна героиня фильма.
Большинство трюков Роза Салазар выполняла сама, несмотря на то, что в сложных сценах движения можно было смоделировать на компьютере. Режиссёр посчитал, что всё должно быть реалистичным – а не как в «Чёрной пантере». Поэтому Розе пришлось пройти курс тренировок, укрепляя свою физическую форму и занимаясь восточными единоборствами.
Сцену под водой действительно снимали под водой, но здесь Розу Салазар заменила профессиональная дайверша.
Для сцен с уличной игрой в моторбол были наняты лучшие в мире экстремальные роллеры, а вот профессиональный моторбол всё же пришлось рисовать аниматорам – человеческое тело не может так двигаться и выносить такие перегрузки.
Вопросы с ответами
А теперь мы подбираемся к самому интересному: к тому, о чём Вы действительно не знали, не поняли, не догадались и так далее после просмотра фильма. Да-да, мы не будем рассказывать сюжет «Алиты», хотя спойлеры всё же будут. Спустя полтора года после выхода фильма Вы уже точно его либо посмотрели, либо посмотрите после моего ролика, либо не смотрели и смотреть не будете – но тогда почему Вы досюда досмотрели?
Итак, разбираем детали. Действие фильма происходит в 2 563 году, спустя 300 лет после войны с марсианскими колониями. В результате этой войны на Земле практически не осталось жителей, уцелел лишь Железный город – Айрон Сити - и летающий над ним Салем. К слову, Салем это не просто город, а противовес космического лифта, но это в фильме не раскрывается.
Война закончилась 300 лет назад, то есть в 2 263-м. Почему в фильме не говорится о причинах этой войны? Да потому что она закончилась 300 лет назад! Вы помните причины Русско-Персидской войны 1741 года, например? Или Датско-Шведской войны 1788 года? Да, война с Марсом была не локальным конфликтом, она уничтожила почти всех людей на Земле, но вряд ли выжили те, кто непосредственно в ней участвовал и много о ней знал. К тому же выжившим приходилось заниматься как раз выживанием, а не историей. Поэтому неудивительно, что о войне с марсианскими колонистами практически не упоминается.
Почему население Железного города пользуется вещами из XXI века, архитектура города тоже привычна скорее для нас с вами, а не для людей середины третьего тысячелетия? Может, это недоработка реквизиторов? Но нет, люди, построившие ради фильма целый город, не ошиблись. При необходимости они могли бы сделать множество футуристичных устройств, но это было не нужно.
Во-первых, многие вещи попросту не меняются – они достигли своего совершенства, и производятся неизменными на протяжении десятилетий, а то и столетий. Футболка, рубашка, часы и трусы, очки, наушники, столы и стулья, зажигалки – всё это не изменилось за последнюю сотню лет. Так с чего им изменяться в фильме? К тому же, напомню, в 2 263-м году закончилась война, а сколько она длилась, нам не говорят. Может быть, она началась ещё в XXI или XXII веке. Во время войны вперёд идут технологии и медицина, но никак не дизайн футболок или велосипедов.
Во-вторых, Железный город – последний из оставшихся, в нём живёт не так много людей, зато у них есть доступ ко всем предметам, сохранившимся в других городах. Жителям Iron City куда проще делать вылазки – как нам было показано в фильме, окрестности города вовсе не заражены радиацией или чем ещё – и использовать найденные в руинах старые вещи, чем делать новые.
Многие серьёзные – и не очень серьёзные – кинокритики называют «Алиту» фильмом про роботов. Возникает вопрос: имеют ли право эти люди называть себя кинокритиками, если даже не поняли, о ком вообще этот фильм? Дело в том, что в «Алите» роботы появлялись лишь трижды – это шагающие танки «Центурион». Во всех остальных случаях героями были киборги – живые люди с кибернетическими компонентами. У кого-то из них были кибернетические руки, ноги, у кого-то всё тело было переделано до неузнаваемости, но во всех случаях это были именно люди, а не роботы. Та же Алита – живой человек, мозг которого помещён в искусственное тело. Проще говоря, почти все персонажи фильма используют протезы – у кого-то это протез руки, а у кого-то протез вообще всего.
Как удалось сделать этих киборгов, и почему киборгизация такая простая, что ею занимается обычный доктор? Мы ведь уже договорились, что война двигает вперёд медицину и технологию. А изготовление искусственных органов и сопряжение их с живой тканью – это как раз медицина и технология. Современные протезы рук и ног появились так рано лишь благодаря немецким хирургам, которые в годы Второй Мировой Войны в концлагерях ставили опыты на пленных. Neuralink Илона Маска тоже не появилась бы без испытаний на людях систем управления истребителями, когда американцы поняли, что их пилоты не могут справиться с советскими лётчиками. А теперь представьте, какой толчок технологий и медицины могла сделать межпланетная война, упомянутая в фильме.
Другой вопрос – откуда в мире «Алиты» столько инвалидов, которым пришлось приделывать искусственные конечности и даже целые тела? Ведь война давным-давно закончилась. Ответы, как ни странно, есть.
Первый это преступность. Из-за отсутствия правоохранительных органов уровень преступности значительно вырос, и каждый легко может безнаказанно оттяпать другому руку, ногу или даже голову – и потеря головы при том уровне медицины, что показан в фильме, не является смертельной.
Второй ответ – борьба с преступностью. Полиции в Железном городе нет, но есть воины-охотники, которые за деньги убивают особо зарвавшихся смутьянов. Охотиться на преступников – дело травмоопасное, поэтому не удивительно, что большинство воинов-охотников – практически полностью киборги.
И, наконец, третий ответ на вопрос о киборгизации населения Iron City – практичность. Сила, скорость и прочность кибернетических тел намного лучше живой ткани. Конечно, не каждый захочет заменять свои конечности на механические – это я Вам по своему опыту говорю – но для тех же игроков в моторбол такие манипуляции просто необходимы – представьте, что было бы, если бы наравне с киборгами в этой игре были обычные люди.
Почему киборги едят и пьют, если они механические? Не было бы логичнее заряжать батарейки или, как сама Алита, использовать реактор на антиматерии? Возможно, батарейки они всё же заряжают, но вот живому мозгу органическое питание всё-таки нужно. Алкоголь тоже действует на киборгов – по той же причине, мозг у них человеческий. Кроме того, если есть возможность установить вкусовые рецепторы – зачем от них отказываться, лишая себя маленькой радости вкусно поесть?
Сразу 2 вопроса, на которые можно дать один ответ: почему космический линкор, упавший в окрестностях Железного города, до сих пор не раздербанили местные жители, и почему в нём работает освещение? Ну, мы же помним, что механическая часть Алиты питается от реактора на антивеществе, который работал на протяжении трёхсот или более лет. Если такие реакторы ставили даже в киборгов, то почему бы не питать от аналогичных и космические корабли? Реактор на антиматерии мог все эти годы питать корабль, защищая его – каким-нибудь силовым полем, например – от проникновения посторонних. При этом Алита когда-то была членом экипажа этого самого линкора, поэтому корабль впустил её и включил для неё свет.
Что в итоге
Как уже говорилось, Джеймс Кэмерон прорабатывал сценарий «Алиты» годами, регулярно посещал съёмочную площадку и консультировал Роберта Родригеса, а для создания эффектов даже передал ему часть ресурсов своей студии «Lightstorm Entertainment», оторвав людей от работы над вторым «Аватаром». Результатом Кэмерон остался доволен – он смог при жизни увидеть фильм своей мечты, пусть и снятый другим режиссёром.
Создатель «Боевого Ангела» Юкито Кисиро тоже был доволен фильмом, оценив старания Родригеса и Кэмерона по-достоинству.
Сам Джеймс Кэмерон ещё до выхода фильма заявил, что в случае успеха «Алиты» он готов написать сценарий для второй и даже третьей частей, благо в изобилии есть и исходный материал в виде манги Юкито Кисиро, которой хватит на десяток фильмов, и сценарные наброски для продолжения фильма.
Продюсер Джон Ландау тоже готов работать над сиквелом. Режиссёр Роберт Родригес и актриса Роза Салазар только ждут отмашки – они готовы приступить к съёмкам в любой момент.
Кристофер Вальц, исполнитель роли доктора Идо тоже недавно признался, что он был бы рад снова сыграть своего персонажа в продолжении истории кибердевочки Алиты.
Фанаты фильма, желая поскорее увидеть продолжение, 9 февраля 2020 года, в день вручения премии «Оскар», арендовали самолёт, который тянул за собой баннер с надписями «Сиквел Алиты» и «Армия Алиты». Самолёт с этим полотнищем кружил над местом вручения премии.
Деньги на аренду самолёта фанаты собрали с помощью платформы благотворительных пожертвований. Для акции в поддержку сиквела «Алиты» удалось собрать более 9 000$, хотя требовалось менее 2 000$. Поэтому оставшаяся сумма была переведена фирме, производящей бионические протезы рук.
В общем, зрители фильмом довольны, авторы довольны, съёмочная группа довольна. Все довольны.
Так неужели «Алита» - первая успешная экранизация японских комиксов, которая понравилась всем и немедленно получит продолжение, а то и серию продолжений?
А вот и нет. Никакого продолжения у «Алиты» не будет – по крайней мере, в ближайшие годы. Как мы говорили в начале ролика, киноиндустрия – это бизнес, и здесь важна окупаемость. Как бы «Алита» всем ни нравилась, она заработала всего 404 000 000$, что для фильма её уровня и – что важнее – бюджета, слишком мало для сиквела. Да, производственные расходы окупились, но окупились они недостаточно. Disney проще вкладывать деньги в очередных «Мстителей» или «Звёздные войны», приносящие миллиарды, и это вполне понятно. Огромная корпорация не станет снимать кино ради фана – ей это невыгодно.
Нейтральную окупаемость «Алиты» объяснить несложно: она вышла слишком поздно. Это нишевый продукт, сделанный для любителей анимэ и манги, а пик их популярности прошёл лет 15-20 назад. Конечно, фильм понравился бы и тем, кто анимэ не любит – ведь это добротная фантастика, снятая по сценарию не кого-нибудь, а самого Джеймса Кэмерона, но ведь не каждый пойдёт на фильм, о котором ничего не знает, на который не ходили его знакомые, который не на слуху и снят по какой-то непонятной «манге» - что это вообще такое?
В 90-е, когда везде крутили японские мультики и их американские адаптации, вроде «Трансформеров», даже в начале 2000-х, когда дети, смотревшие эти мультики, немного подросли, «Алита» зашла бы зрителю на «ура». Даже в начале 2010-х фильм был бы востребован – благодаря имени Джеймса Кэмерона на постере, который сделал мегапопулярный «Аватар». Но в 2019-м, в пик популярности фильмов по другим комиксам – американским – «Алита» перестала быть актуальной.
Такая же история была и с «Трансформерами» - первый фильм вышел вовремя, в 2007 году, и окупил свой бюджет шестикратно. Но со временем их популярность пошла на спад, и к 2017 году окупаемость фильмов по мотивам мультиков из детства значительно снизилась, что заставило перезапустить франшизу.
Свой вклад в провал «Алиты» внесли и «критики», заявив всему миру, что это фильм о роботах – которые всем уже порядком поднадоели – хотя роботами здесь и не пахнет.
Ну, а про пиратство мы вообще молчим. Скажу честно: лично я в свои 30 лет был в кинотеатре 4 раза, причём 2 из них ходил на «Алиту».
Так что в итоге? Как говорят некультурные киношники – хрен на треноге. Мы получили «Мечту Кэмерона» и нескольких десятков тысяч фанатов «Алиты». Отличный фильм, который сегодня никому не нужен.