Найти тему

Куда делись полмиллиарда русских «по Менделееву»

Дмитрий Менделеев рассчитал: в России к 2000 году должно было жить более полумиллиарда человек — исполнению прогноза помешали войны и взрывной рост числа абортов. Что не так с этими цифрами? Давайте разберем очередной миф.

Обложка книги Д. Менделеева "К познанию России"
Обложка книги Д. Менделеева "К познанию России"

Начнем с простого. Менделеев, безусловно, мыслил границами Российской Империи. Сейчас на ее бывшей территории живут около 340 млн человек (с учетом Финляндии и части Польши). Это ближе к «менделеевским» 600 млн, но все равно не то. А откуда вообще ученый взял эти цифры?

В своей работе 1906 года «К познанию России» Менделеев строит модель исходя из того, что численность населения будет увеличиваться на 1,5% в год. Тогда действительно, мы имеем 155 млн в 1910, 283 млн в 1960 и 594 млн в 2000 году.

Д. Менделеев
Д. Менделеев

Откуда же Менделеев взял это число, 1,5%? Почему рост, по мнению ученого, будет именно таким на протяжении ста лет? Все просто: у него была слишком маленькая база для сравнения. Первая настоящая перепись населения прошла в 1897 году, относительно полученных тогда цифр начал вестись текущий учет населения. При этом Менделеев был умным человеком и, конечно, знал, что коэффициент будет меняться. Он использовал для сравнения также другие крупные страны — дело в том, что в России коэффициент прироста населения в тот момент был намного выше, 1,81% в год. «Такого большого „естественнаго “ прироста, какой найденъ для 1897 г. въ Европ. Россіи (1,81%), ни для одной страны до сихъ поръ неизвѣстно, хотя въ такихъ странахъ, какъ С.-А. Соед. Штаты и Аргентина, привлекающихъ переселенцевъ, „дѣйствительный приростъ “, представляющій сумму „естественнаго “ (равнаго разности рожденій — смертей) прироста съ числомъ прибывшихъ изъ другихъ странъ, бываетъ и выше. Годовой же приростъ въ 1,6% извѣстенъ, напр., для Германіи за послѣдніе годы», — писал Менделеев.

-3

Ученый специально отмечал, что «Надлежащее число современнаго прироста населенія Россіи дастъ только вторая общая перепись».

Теперь мы понимаем, что Дмитрий Менделеев понимал, что его прогноз носит чисто условный характер, раз уж цифры он берет практически «с потолка». Зачем же он этот прогноз дает? Это уже вопрос не про статистику, а про политику. Дело в том, что ученый был ярым сторонником урбанизации и роста инвестиций в промышленность и, делая прикидки роста населения, доказывал, что через несколько десятилетий русским крестьянам просто физически не хватит земли. «Вычитая изъ 19 милл. кв. верстъ суши Россіи около 5 милл. кв. верстъ [то есть Арктику, горные местности и т.д.], получимъ для разселенія не болѣе 14 милл. кв. верстъ или нынѣ (при 140 милл. жителей) около 10 десятинъ въ среднемъ на душу, а такъ какъ нашъ годовой приростъ около 1 1/2%, то въ началѣ XXI вѣка придется уже не болѣе 2,6 десятины». Десятина — это примерно 1,1 га.

Так часто происходит: сто лет назад опубликована полемическая работа, мы уже забыли обстоятельства дискуссии, но до сих пор обсуждаем ее аргументы.