Когда я читаю какие-либо материалы по Китаю, мною обычно овладевают два чувства. Первое, это конечно, любопытство. Ведь история этой страны, насчитывает, шутка ли, 5 000 (пять тысяч) лет и аж 3 500 лет писаной истории. Такое и представить почти невозможно, только что просто эти цифры назвать. Впечатляетесь?
И удовлетворяя любопытство, легко открыть «военную тайну» нашего соседа, с которым, кстати, мы когда- то входили в состав одного государства. Эту тайну знают многие, если не все. Она такая же простая, как китайские кеды. И даже этой «тайне» многие страны, наша - не исключение, ставят памятники. Что это, спросите вы? Отвечу, это – Конфуцианство.
Кто еще не знает: Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.) - это философ и гуманист, ученый и педагог Древнего Китая. Фигура в современной Восточной Азии весьма почитаемая и уважаемая.
Как там в остальной Азии не знаю, но вот что в Китае конфуцианство является ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ уже более полутора тысячи лет - это определенно. «Великий кормчий» пытался во время культурной революции приструнить конфуцианцев, т.е. тех, кто обучал этой мудрости. Они, конечно, покаялись и внешне «перековались» в марксистов, но от этого суть не изменилась никак. Ведь для этого учения цвет знамени не имеет особого значения.
Самое примечательное в этой идеологии, или учении Конфуция, что ее знают ВСЕ. Это первая реакция любого, кто начинает знакомиться с идеями самого известного китайского философа. «Фишка», как сказал бы современный молодой человек, состоит в том, что в Китае не только знают, но еще и обучают этому особому стереотипу жизни и поведения. И без такого обучения почти невозможно стать полноценным гражданином КНР. Это происходит так давно, что уже стало одним из химических элементов материнского молока, даже искусственного, если оно произведено в Китае.
Я уже не говорю про тот участок мозга, который отвечает в нашей голове за поведение в социуме. Про любого китайца, ну хорошо, добавлю – почти любого, можно сказать, что у него такой участок мозга не только есть, но он еще и натренирован. И продолжает тренироваться.
Поэтому меня и не удивляет стремительное экономическое развитие Поднебесной. Как не удивляет и то, что Американское вмешательство в суверенные дела Китая, теперь раз за разом терпит фиаско. В столкновении двух государственных идеологий преимущество Китая очевидно.
Вот не удержусь и процитирую, прошу простить, по памяти: «Для разумного поступка есть три пути: первый и самый достойный – поразмышлять; второй и самый легкий – заняться подражанием, скопировать; третий, самый трудный – опыт…» Ничего не напоминает?
Не хочу прослыть проповедником конфуцианства, их достаточно в нашей стране и без меня. Отмечу лишь одно обстоятельство, на которое, как мне кажется, мало обращают внимание отечественные любомудры. А это не просто важно, а не побоюсь этого слова, «архи важно». Я имею ввиду, «русский комплекс неполноценности». Вот для китайца это совсем не свойственно.
Никаких унизительных названий своей страны, никаких уничижительных характеристик для своих соотечественников, да и свою денежную единицу они, может, и не всегда любят, но публично никогда не унижают. И к успехам они относятся вполне в духе своего учителя. Достойно. И лично меня это в китайцах восхищает. И совсем наоборот…
А это все следствие конфуцианского воспитания, что и делает из этого учения государственную идеологию. И чего так не хватает России.
Обидно, да? Вот это и есть второе чувство, которое испытываешь, когда проводишь неисторические параллели. Но об этом в следующий раз.