Найти в Дзене
Народная Газета

НАГРАДЫ КАВАЛЕРИСТА

О Людмиле Петровне Караман мы уже рассказывали в прошлом номере «Народной» как о создательнице архива воспоминаний фронтовиков из дома № 23 с улицы Карла Либкнехта. Одним из тех 16 фронтовиков был и ее муж Александр Караман. Войну он прошел в кавалерии и был трижды награжден. О том, за что были вручены эти награды, и рассказала Людмила Петровна.

На фото та самая пуля, которой был ранен Александр Караман, орден Славы и орден Отечественной войны, врученный в 1985 году.
На фото та самая пуля, которой был ранен Александр Караман, орден Славы и орден Отечественной войны, врученный в 1985 году.

Медаль «За отвагу»
Зима 1942 года. Красная армия отбросила немцев от Москвы. Среди отразивших удар войск был и 1-й кавалерийский корпус, в котором служил 18-летний Александр Караман. В его составе ему довелось участвовать в печально известном наступлении на Вязьму, когда 33-я армия и первый кавкорпус попытались сходу взять этот город. Но сделать этого не удалось, а часть сил оказалась в окружении. За участие в этих боях и получил свою первую награду Александр Караман.
Как рассказывает Людмила Петровна, во время одной из атак под ним убило коня.
- Он 70 метров пролетел, упал и потерял сознание. Был контужен, - рассказывает вдова фронтовика.
Придя в себя, ничего не слышал, а только видел всполохи от разрывов. Когда бой закончился, то раненый солдат увидел трех немцев. Они ходили по полю и добивали штыками тех, кто еще был жив.
- Муж вспоминал, что когда они подошли к нему, то он затаил дыхание. Но, почему-то они его пожалели, может быть, увидели, что он очень молодой. Ударили не штыком, а прикладом, - рассказывает Людмила Караман.
Когда Александр очнулся окончательно, то оказалось, что он в живых остался не один. Залитый кровью солдат махал ему рукой, давая знак, чтобы его не бросали. И Александр его не бросил. Молодой парнишка, будучи контуженным, взвалил на плечи здорового, в смысле большого, мужика и потащил его среди трупов в сторону линии фронта. И вытащил!
- Их подобрали санитары. Потом они вместе лежали в госпитале. Как оказалось, у того мужчины было четверо детей. И за спасение товарища Сашу наградили медалью «За отвагу». Из госпиталя его хотели отправить домой, но он не согласился, а снова попросился на фронт.

Александр Караман (справа) и спасенный им боец. Фото сделано в госпитале.
Александр Караман (справа) и спасенный им боец. Фото сделано в госпитале.

Медаль «За боевые заслуги»
Лето 1942 года. Сталинградская битва. Кавалериста Александра Карамана, к тому моменту уже командира отделения, вместе с другим бойцом отправляют в конную разведку. Задача - подобраться поближе к немецкому штабу и захватить языка.
- Он вспоминал, что они целые сутки просидели в болоте. А рядом, за зарослями, было слышно, как веселятся немецкие офицеры, - рассказывает Людмила Петровна.
Долгое ожидание в итоге принесло свои плоды. Среди ночи один из офицеров отправился в лес по естественным надобностям. При этом явно забыв, что он на войне. Немец был пьян, да к тому же играл на губной гармошке. За оплошность он и поплатился. Кавалеристы его схватили, засунули кляп в рот, связали ноги и увезли к нашим.
За это Александр Караман был награжден медалью «За боевые заслуги».

-3

Орден Славы
Лето 1943 года. Красная армия наступает в Калужской и Смоленской областях.
- Саша вспоминал, что там, где они находились, было все сожжено. И стоял только один столб с указателем - Спасск-Деменск, - рассказывает Людмила Караман.
На подступах к этому городу - важному железнодорожному узлу - и застряло подразделение, в котором воевал Александр Караман. Никак не могли взять деревеньку, где укрепились немцы. Особенно в этом деле мешали пулеметчики и снайпер. И, как это уже было на подступах к Сталинграду, его вместе с товарищем отправили вычислить, откуда они бьют. Причем как звали того товарища, Александр даже не знал.
- Они добрались до лесочка, спешились, из документов при себе он оставил только комсомольский билеты, который был зашит в сапог. Дальше они ползком добрались до развилки дорог, спрятались за раздвоенную березу и стали наблюдать, - рассказывает Людмила Петровна.
Пулеметчиков разглядеть удалось довольно быстро - как оказалось, они сидели в школе, которая стояла на пригорке, откуда хорошо было видно все вокруг. И стоило нашим подняться в атаку, как по ним открывали огонь. Но оставался снайпер. И тут уже напарник Александра Карамана допустил оплошность: устав лежать, он решил встать и потянуться. В следующую секунду раздался свист, похожий на птичий крик.
- Но это не птица была, а снайперская пуля, которая попала ему в голову. Он только и успел сказать: «Браток, помоги!» - со слезами рассказывает Александра Петровна.
Погибшего товарища Александр прикрыл листьями и продолжил наблюдать. Вычислить снайпера ему помогла сама природа. Все время пока он наблюдал, было пасмурно, и даже начинался дождь. Но вдруг выглянуло солнце, и среди деревьев блеснул солнечный зайчик. В этого «зайчика» он и выдал несколько автоматных очередей, благо расстояние оказалось не таким уж и большим. С дерева что-то упало, и наступила тишина. Со снайпером было покончено.
Злополучную деревню наши все-таки взяли. Вместе с войсками молодой кавалерист продолжил наступать на Ельню. 14 июля 1943 года, эту дату он запомнил на всю жизнь, в одном из боев его тяжело ранило в спину. Александра отправили в госпиталь, откуда его выписали только весной 1944 года. А пулю, которая сидела у него в спине, хирурги извлекли только в 1975 году.
Раненый солдат, лежа в госпитале, не знал, что в феврале 1945 года, за подвиг совершенный за полгода до того, его наградили орденом Славы III степени. Награда его нашла уже после войны - в 1951 году.

P.S.
Отец Людмилы Караман Петр Михайлович Мартынов тоже был на войне. Но в отличие от ее мужа война отца была короткой. Его призвали в 1943 году. Целый год он находился в Москве, на стройке. А затем уже направили в Белоруссию, под Гомель. Он и повоевать толком не успел. После одного из боев Петр Мартынов с товарищами вырыли блиндаж и стали его покрывать. Он пошел уже за последней веткой, чтобы укрыть получше. А она оказалась заминированной. Взрывом ему оторвало обе ноги. А дальше госпиталь, и возвращение домой.

Игорь УЛИТИН, Фото Владимира ЛАМЗИНА