Найти тему

Эскапизм и фэнтзеи. Часть 1

Оглавление
Первая графическая новелла
Первая графическая новелла

Легенды, сказки, предания, мифы...

Все эти и многие другие жанры коллективного народного творчества возникли чуть ли не одновременно с появлением членораздельной речи у наших дальних предков.
Желание выделить, украсить и увековечить какой-то момент было свойственно человеку с начала времён. Мне сложно утверждать, но наверняка даже пещерные люди стремились живо и красочно рассказать
(или проорать) своим соплеменникам историю неожиданной битвы с саблезубой улиткой, коварно бросившейся на одинокого охотника с дерева, под которым он строил засаду на саблезубую утку. Такая история будет всячески подчеркивать незаурядные навыки и смекалку отважного охотника, который с легкостью смог расправиться с коварной саблезубой улиткой одним лишь копьем.
Сын охотника, в последствии будет рассказывать детям, как его отважный отец смог
голыми руками победить целую стаю саблезубых улиток, вооруженных луками и копьями, жаль дедушка не сможет рассказать эту историю лично.
Разумеется даже спустя годы, в племени, где жил
Покоритель Саблезубых Улиток, ещё долго будут рассказывать легенду о Бргвурге Неустрашимом, который со связанными за спиной руками уничтожил целую расу саблезубых улиток! за одну ночь. с завязаными глазами. и руками. и в темноте. и он был голый. а они в доспехах из крокодилов.

Зачем это нужно?

Почему мы обсуждаем какие-то легенды? Почему не начали с большого взрыва? Правильный вопрос, но иначе нельзя. Причина популярности фэнтези (осмелюсь предположить, теперь уже сильно превышающая популярность научной фантастики) кроется в самом глубинном подсознании человека и его желании "убежать" от действительности в более возвышенную, но тем не менее комфортную, а главное более подходящую лично ему среду, но пойдем по порядку.


- Неужели Легенда о Бргвурге Неустрашимом Покорителе Саблезубых Улиток выросла всего лишь из заурядной истории, как охотник чуть не погиб, задремав под деревом?
- Да, именно!
- А зачем это было нужно?

Всё просто: племени был очень нужен герой. С охотой дела шли туговато, люди побаивались выходить, еды становилось все меньше. Каждый ощущал растущую внутри тревогу и с раздражением поглядывал на трусливого вождя, который никогда не брал в руки копье.

Нужен был настоящий герой.

Невзрачная и даже комичная история одного из немногих охотников оказалась настолько странной и богатой на возможные приукрашивания, что быстро "завирусилась" и стала обрастать все новыми подробностями, вселяя в сердца молодёжи смелость и гордость за своё племя. Каждый малыш в племени все отважнее выглядывал из пещеры в непроглядную ночь, представляя как он сражается с целым полчищем коварных саблезубых улиток, прямо как Бргвург Неустрашимый. И кстати, малыш спустя годы стал новым вождем, потому что был одним из лучших охотников, прямо как герой его любимой легенды.

Таким образом, мы видим, что основной функцией народного коллективного творчества являлось по сути воспитание и обучение людей на каких-либо примерах из преукрашенного, а иной раз и вовсе вымышленного прошлого. Привлекательность и эффективность такой формы обучения основана с одной стороны на развлекательном формате (истории у костра) и с другой стороны на стремлении человека к гиперболизации и эскапизму: каждый хочет видеть себя в образе великого героя, чьи подвиги никогда не сможет превзойти обычный человек. Такой герой будет всегда являться недостижимым ориентиром, незыблемым авторитетом или даже станет богом. Примечательно, что во всех культурах центральным сюжетом раннего мифотворчества зачастую является именно трансформация смертного персонажа в легендарного героя, бросающего вызов богам и другим вымышленным непобедимым силам, как посыл о способности человека превозмогать силы природы.

Эскапизм в случае с мифологией во многом строится именно на врождённом эгоцентризме человека, который основан на подсознательном (ложном) ощущении собственной избранности и уникальности из-за субъективности восприятия окружающего.

Кадр из м/ф "The Flight of Dragons" / 1982 /
Кадр из м/ф "The Flight of Dragons" / 1982 /

Когда начнётся про фэнтези?

Прямо сейчас! Но вообще я хотел разделить эту статью на несколько, чтобы раскрыть тему с примерами.

В современном мире (будем считать, что примерно с XVIII в.) народное творчество и мифотворчество практически полностью вытеснено авторскими художественными произведениями. Причиной этому послужил как общий рост (хоть и смешной по нашим меркам) образованности, который начался еще в эпоху Возрождения, так и само развитие литературной мысли и появление у нее новых функций наравне с непосредственно документированием, в частности - развлекательной. Если во времена Бргвурга Неустрашимого люди собирались у костра, чтобы послушать истории и преданиях давних лет, то во времена Екатерины I, народ (обученный грамоте) зачитывался "Путешествиями Гулливера" в уютных гостиных или в дальних поездках "на дачи".

Наше любимое фэнтези по сути является поразительным литературным жанром: оно возникает на стыке приключенческого романа (который как таковой положил начало развлекательной литературе всех жанров) и сильно видоизменённого народного мифотворчества, а зачастую вообще вымышленной мифологии.

Справедливо будет заметить, что приключенческий роман уже сам по себе является чисто эскапистской литературой, будь то книги о приключениях Капитана Блада или рассказы о детективе Шеролке Холмсе, ведь и там и там мы переживаем совершенно фантастические приключения обаятельных героев, на которых многим хотелось бы походить. А теперь добавьте к этим романам вымышленную, гибкую и совершенно сказочную среду, в которой возможно практически всё, без каких-либо серьезных ограничений со стороны реального мира! Понимаете к чему я клоню? Такие произведения дают возможность автору и читателю не только переживать невероятные приключения, но еще и переживать их в том мире, который мы создадим сами.

Многие возразят, что научная фантастика обладает схожими свойствами, но нужно принимать во внимание, что именно "научная" фантастика всегда привязана к реальности и стремится предсказать и смоделировать развитие именно реального мира. Не зря такие вещи как "Дюна", "Звездные Войны" и прочие объёмные миры с совершенно чуждым устройством (а еще магией в той или иной форме) всё чаще относят именно к фэнтези в космическом сеттинге, нежили к фантастике в чистом виде.

-3

Особенности фэнтези

Почему же именно фэнтези? Чем оно так привлекательно? Почему так аддиктивно?

Всё просто, фэнтези это современные легенды. И мы не говорим только о легендах как преданиях старины.

Богатый досконально проработанный фэнтези мир может полностью или частично заменить, а для кого-то создать с нуля огромное количество элементов культурного кода:

  • Историю
  • Религию
  • Систему архетипов
  • Систему социального взаимодействия

Здесь стоило бы вообще начать отдельный цикл статей, но если коротко, то по сути фэнтези мир, который западет в душу читателю легко может заменить ему определенные планы реального мира.

Скажем так:

  • как вы представляете себе "печенегов и половцев"?
  • как вы представляете себе эльфов?

Думаю ответ очевиден, для большинства людей разных культур и религий (даже не больших фанатов фэнтези) образ эльфа - вымышленного существа, основанного на кельтской и иной западно-европейской мифологии будет куда ярче и понятнее чем образ реально существовавших исторических народностей. Оно и понятно, ведь мы видим эльфов в поп-культуре практически во всех ее проявлениях (кто не смотрел экранизацию Властелина Колец?), образ эльфов разрабатывался и уточнялся со времен профессора и куда более богат на детали об их культуре, быте и особенностях, чем образ "печенегов".

Даже на этом примере становится очевидно, что многие образы и явления из реального мира могут иметь куда меньшую ясность и оказывать куда меньшее влияние на людей и их реальность, чем вымышленные, но хорошо известные.

Зачем же люди вообще ищут этого самого "ухода" от реальности?

Вопреки расхожему мнению, которое то и дело всплывает в СМИ под заголовками "потерянное поколение", "неспособные к выживанию в реальных условиях" и т.д. и т.п., я бы хотел выдвинуть другую гипотезу, вместо пресловутого "ухода от проблем и конкуренции в реально мире".

По моему нескромному опыту и моим наблюдениям за своими друзьями, разделяющими любовь к этому жанру и за тусовкой в целом, могу сказать, что люди скорее замещают вакуум каких-то культурно-духовных ценностей, что особенно актуально во времена утраты национальной идентичности и повсеместной глобализации.

Людям становится проще и удобнее группироваться и формировать устойчивые "комьюнити" на основе любви к одной вымышленной вселенной и её мифологии, как если бы она была реальной, как если бы они действительно жили в том мире. Так персонажи вымышленных историй будут замещать легендарных героев реальности, какие-то культурные аспекты вымышленного мира могут транслироваться на реальные, а архетипы, символика и явления будут базой для универсального языка коммуникации внутри комьюнити фанатов.

Таким образом получается (вопреки классическим теориями), что эскапизм в данном случае не является путем дистанцирования и ухода в себя, а наоборот, способом вливаться в большое сообщество людей, разделяющих твои интересы, ценности, а главное обладающих тем же набором архетипов и символов в системе коммуникации.

При такой трактовке, вымышленные легенды начинают выполнять ту функцию, которую в свое время выполняли реальные легенды... прямо как Легенда о Бргвурге Неустрашимом Покорителе Саблезубых Улиток

Спасибо за внимание!

Это была первая статья из данного цикла и вообще моя первая статья на Дзен.

Буду рад любым конструктивным рекомендациям по формату подачи информации :)