Найти в Дзене

Воспоминания о послевоенных Новогодних праздниках

Дети пережившие войну, бомбёжки, голод и холод, концлагеря и гетто, ждали необыкновенный Новогодний Праздник. 
Ёлки появлялись во многих домах, школах и театрах.
Эти елки украшались самодельными игрушками, подвешивались на ёлку печение, конфеты. Вместо снега были клочки ваты, вместо дождика - нарезанные ножницами полоски серебристой бумаги.

Все дети ждали подарки от Деда Мороза.
На предприятиях и школах давали ТАЛОНЫ/ пригласительные билеты/ на посещение Ёлки в оперном театре или немногочисленных клубах. Там танцевали вокруг ёлки, пели песенки и, главное, с нетерпением ждали в очереди раздачу новогодних подарков в бумажных пакетах, украшенных елочками и снежинками. В этих пакетах были конфеты в ярких бумажках, печение, 1-2 яблока. Обертки с конфет аккуратно снимали, складывали в несколько раз, собирали эти фантики в коллекцию, обменивались на переменках в школе.

Каждый стремился попасть на несколько "Ёлок". получить побольше подарков. Среди наших одноклассников были даже "рекордсмены", которым удавалось побывать на 10-12 "Ёлках".

Теперь об елочных игрушках. Эта "ностальгия" и умиление заграничными трофейными шарами и фигурками, ёлкой длиной в 3 метра, в приличной по тем временам квартире в Коммунальном переулке, до сих пор слышна в воспоминаниях героя этого очерка.
Это отдельная тема о том, что везли в 50-х годах в разрушенный Минск, офицеры, служившие в оккупированной Германии.

Хочу остановиться на теме елочных игрушек в Минске.
До войны в Минске была фабрика детских игрушек "1 мая".Уже перед войной на фабрике был создан специальный цех стеклянной игрушки, т.н. стеклодувный цех. Возглавлял этот цех мастер от Бога
Степан Милошевский. Во время войны эта фабрика была разрушена. После войны в системе промкооперации была создана артель детской игрушки "1 Мая". Размещалась эта артель по ул. Немига в старом одноэтажном здании.
В этой артели работали специалисты с довоенной фабрики игрушек, в т.ч. С. Милашевский, Фатима Полтаржицкая и мн. другие. Моя мама, Липская Роза Афроимовна, до войны была заместителем директора и парторгом фабрики, а после война работала долгие годы председателем артели "1 Мая".

В стеклодувном цехе выпускали разнообразные стеклянные игрушки. Эти игрушки раскрашивали серебристой краской и вручную рисовали различные новогодние мотивы. Шары были разных размеров. Их мелких "стекляшек " собирали бусы, самолёты /один из таких самолётов украшает сегодня ёлку у моих внучек в ГЕРМАНИИ/, парашюты и т.п.
Кстати, немецкие елочные шары были сделаны из довольно толстого стекла и были тяжеловаты. Елочные ветки под их тяжесть прогибались.
Самой сложной в работе стеклодува была т.н. "верхушка", состоящая из нескольких шаров. Эта "верхушка" украшала верх ёлки.
Помню, что специально для секретаря ЦК
Пономаренко и ёлки в помещении Дома Правительства дядя Стёпа выдувал уникальную семи-шарную "верхушку" и другие оригинальные игрушки. Эти игрушки упаковывали в специальные большие плоские картонные коробки. Эти коробки забирали какие-то люди в полувоенной форме. Я всегда после школы шёл к маме на работу, там делал уроки и любил смотреть как в пресс-формах делают кукольные головки, ручки и ножки, шьют платья для кукол, выдувают стеклянные игрушки.
Дома у меня всегда были самые, самые лучшие стеклянные игрушки, в т.ч. и семи-шарная "верхушка". К сожалению, наша ёлка была не очень высокой, т.к. мы жили полуподвальной квартире на Ново-Мясницкой улице, переоборудованной из довоенного подвала.
Кроме местных игрушек у меня были также игрушки немецкие и московские, которые привозила мама из поездок в подмосковный Институт игрушек в Загорске.

Дома у нас собирались мамины друзья по подполью и партизанскому отряду с детьми, пекли вкусные пироги из муки по талонам, за которой стояли длинные очереди в предпраздничные дни. Каждый приносил с собой что-то из продуктов. За столами сидели долго.Выпивали, ели, пели песни комсомольской юности, песни времён войны, вспоминали погибших родных и друзей. Все ждали 12 часов ночи, когда по радио зазвучат кремлёвсие куранты и Левитан скажет своим неповторимым голосом: " С Новым Годом, товарищи!" Поднимался традиционный тост
"За Родину! За Сталина!".Мы 7-10 летние дети, испытавшие голод в годы войны, радовались возможности поесть всякой вкуснятины "до отвала", часто засыпали , не раздевшись.

Особенно мне запомнилось страшное пробуждение в ночь на Новый 1946 год, когда в здании клуба КГБ на Площади Свободы во время первого послевоенного новогоднего бала был пожар и погибло много молодых людей.

Новогодний праздник мы вспоминали долго, ёлочные игрушки хранили много лет, передавали их своим детям и внукам.

Будьте здоровы и счастливы. Пусть наши ёлки украшают самые лучшие игрушки.