В 60-ом году советские власти столкнулись со вспышкой Чёрной оспы в Москве. Болезнь попала в страну из-за границы. В СССР оспу ликвидировали ещё до войны, и к шестидесятому году о ней успели забыть. Предотвратить распространение помогли две вещи: быстрые и решительные действия спецслужб и наличие больших запасов вакцины.
С момента попадания болезни в Советский Союз до того дня, когда произошло последнее заражение прошло полтора месяца. Вот как это было.
«Грипп» из Индии.
Алексей Алексеевич Кокорекин, известный художник, в 1959 году поехал в Индию.
После возвращения домой, он заметил появление сухого кашля, и к тому же у него резко поднялась температура. Жена Кокорекина вызвала врача, который поставил диагноз - «грипп» и оставил художника лечиться на дому. Через два дня больному стало хуже, и у него появилась странная сыпь. Кокорекина отправили в Боткинскую больницу, где ему и дальше лечили грипп, а сыпь списали на аллергическую реакцию на лекарства. Оспу заподозрила только молодая ординаторша, но ей напомнили, что в Советском Союзе эту напасть давно победили.
Маститый профессор высмеял её и сказал: «Какая оспа? Декабрь месяц в Москве - это грипп!».
(Виктор Зуев, вирусолог).
29 декабря Кокорекин умер. Среди тех, кого позвали на вскрытие, оказался пожилой патологоанатом, который ещё застал те времена, когда в СССР болели оспой.
Старичок посмотрел на Кокорекина и сказал: «Да это, батенька variola vera - чёрная оспа».
(Юрий Шапиро, хирург, очевидец тех событий, цитата из книги «Воспоминания о прожитой жизни»).
Позднее диагноз подтвердился.
Тысячи под карантином.
О том, что в Москве вновь появилась чёрная оспа, доложили Никите Сергеевичу Хрущёву. Чтобы предотвратить массовое распространение, были задействованы КГБ, милиция, военные, Минздрав и другие ведомства. На первом этапе главной задачей было установить всех, с кем контактировал Кокорекин после возвращения из Индии.
Он вернулся в Москву на сутки раньше, чем его ждала жена. Эти сутки он провел у другой женщины, который отдал подарки и в объятиях которой не без приятности провёл ночь. Подгадав по времени прилёт самолёта из Дели, он на следующий день приехал домой.
(Юрий Шапиро, хирург, очевидец тех событий, цитата из книги «Воспоминания о прожитой жизни»).
Из Индии Кокорекин привёз гостинцы и жене, и той женщине. Оказалось, что обе отнесли вещи в комиссионный магазин. В итоге спецслужбы нашли и продавцов, и людей, успевших купить вещи из Индии. Ещё нашли таможенников, досматривавших художника в аэропорту, таксиста, который вёз его из Шереметьево, и многих других, - всех отправили на карантин.
Один из знакомых Кокорекина, уже после общения с ним, полетел в Париж - его вычислили только после вылета. Самолёт развернули в воздухе и вернули в Москву. Всех, кто был на борту, тоже изолировали. На карантин отправили и всех студентов курса, на котором училась дочь художника, Боткинскую больницу закрыли от внешнего мира целиком.
В это же время спецслужбы выяснили, почему Кокорекин вообще заразился, ведь всех советских граждан, отправлявшихся в регионы, где оспой тогда ещё болели, вакцинировали в обязательном порядке. Художник ещё до поездки в Индию планировал посетить Африку, и ему поставили фиктивный штамп о вакцинации.
По одной версии Кокорекин договорился с врачами, чтобы ему не делали укол. По другой - всему виной халатность медиков.
Поездка в Африку сорвалась, но в Индию он поехал с той самой липовой прививкой.
В СССР в то время прививки от оспы делались всем в детском возрасте. Причин заражения Кокорекина и тех, кто заболел после него, могло быть две:
1. Ослабленный со временем иммунитет к оспе
2. Плохое качество вакцины.
Некоторым из заболевших прививки делали ещё до войны.
Миллионы прививок.
К 15 января чёрной оспой заболели 19 москвичей. Власти приняли решение о поголовной вакцинации всех жителей Москвы и Подмосковья, но такого количества вакцин в столице не было, - стратегический запас препарата хранился в Институте вакцин в Томске, откуда его перебросили в Москву. Вакцину привезли также из Ташкента и Краснодара. Для вакцинации населения мобилизовали почти 27 тысяч медработников, создали несколько тысяч прививочных пунктов и прививочных бригад, которые делали людям прививки там, где они работали. К 25 января от чёрной оспы привили более 5,5 миллионов москвичей и более 4 миллионов жителей Подмосковья.
Последний случай заражения зафиксировали 3 февраля. Всего заболели 45 человек, 42 из которых благополучно выздоровели.
А на этом всё. Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал.
Спасибо за прочтение!