Найти тему
Кладовая Клио

Петр Клодт - "лошадиный ваятель"

Петр Клодт с главной моделью его жизни
Петр Клодт с главной моделью его жизни

История петербургского скульптора Петра Клодта в который раз подтверждает общеизвестную истину: те, кто настойчиво стремится к цели – непременно добиваются успеха.

Потомственный военный Клодт фон Юргенсбург

Петр Клодт принадлежал к семейству немецких аристократов – небогатому, но чрезвычайно родовитому, известному в Германии с XII века. Прапрадед Петра принимал участие в Северной войне, отец – боевой генерал – за доблесть, проявленную во время войны 1812 года заслужил золотую шпагу, ордена Владимира и Анны и портрет в Военной галерее Зимнего дворца.

Казалось бы, юному Петруше была одна дорога, - на воинскую службу, и поначалу он не сопротивлялся семейной традиции. В Омске, где служил отец, он закончил Войсковое казачье училище, а после смерти родителя в 1822 году перебрался в Петербург и поступил в училище артиллерии. Учился юноша хорошо, не имел нареканий от педагогов, но все свободное время посвящал совсем не воинским занятиям.

Клодт всерьез увлекся рисованием и лепкой, причем изображал преимущественно лошадей, находя в их повадках особую грацию и гармонию. По окончании училища Петр получил чин подпоручика и направление в учебную артиллерийскую бригаду.

Пора было забыть художественные увлечения и приступить к службе, но вместо этого молодой офицер предпринял рискованный шаг: подал в отставку и пустился в «вольное плавание», надеясь заняться любимым делом – скульптурой.

Если бы он не решился прервать семейную династию, Российская империя получила бы еще одного честного служаку, но зато не приобрела бы талантливого скульптора, украсившего своими работами город на Неве и другие европейские столицы.

«Не имел иного наставника, кроме натуры»

Интересно, что один из лучших российских скульпторов так и не получил систематического художественного образования. Все познания о скульптуре, об изображении любимых им лошадей он получил опытным путем, самостоятельно изучая технику лепки с натуры.

Кузен Клодта, литератор Н.И. Греч вспоминал, что начинающий скульптор занимал жилье в полуподвальном помещении и, не имея средств на мастерскую, прямо к себе домой приводил лошадей, где бесконечно рисовал и лепил их во всевозможных ракурсах.

Попутно он вырезал из дерева и лепил из глины маленькие фигурки своих любимых животных, которые затем продавались на выставках Комитета общества поощрения художников. Других заработков у безденежного барона не было.

Легенда гласит, что однажды искусно выполненная фигурка офицера верхом на лошади оказалась на столе у Николая I: кто-то поднес ему в подарок безделушку, зная его пристрастие к кавалерии. Император велел разыскать талантливого мастера, Клодт был удостоен беседы, а затем высочайше рекомендован Академии художеств. И у самоучки-барона началась по-настоящему творческая жизнь.

Общество поощрения художников назначило ему стипендию, Академия художеств приняла вольнослушателем, Клодт приобрел возможность не только посещать лекции, но также копировать скульптуры в музеях и дворцах, а кроме того, заводить полезные знакомства в кругу архитекторов, художников и скульпторов российской столицы.

Эти знакомства в начале 1830-х годов принесли начинающему скульптору первый крупный заказ – оформление Нарвских ворот. Клодту поручили создать шестерку коней, несущих колесницу богини славы.

Колесница Славы на Нарвских воротах
Колесница Славы на Нарвских воротах

Классические каноны предписывали ваять запряженных в колесницы лошадей неспешными и величественными, но скульптор сделал своих животных совсем другими. Они не просто скачут, но взвиваются на дыбы, и каждый может разглядеть их мощное неудержимое движение. Николай одобрил работу мастера и, как говорят, отпустил даже солдатскую шутку: заявил, что Клодт, дескать, делает лошадей лучше, чем жеребец.

«Нет Петербурга без клодтовских коней!»

После монаршего одобрения барон мог не волноваться об отсутствии заказов. В самом деле, сразу после окончания работы над Нарвскими воротами ему поручили изготовить две скульптурные группы «Укрощение коня» для украшения Адмиралтейской набережной.

Проект был утвержден, но в последний момент император лично приказал заменить конные композиции на вазы, по его мнению, больше подходящие для ансамбля набережной.

Однако императорскому любимцу Клодту было позволено выбрать другое место для «конных композиций». Он остановил свой взгляд на Аничковом мосту, который как раз в это время реконструировался, и предложил установить скульптуры на опорах по углам моста.

Заодно скульптор придумал изготовить не две пары одинаковых групп, а четыре разных композиции, изображающие сцену укрощения дикого животного человеком.

-3

Идею одобрили, и в 1836 году литейный мастер Василий Екимов приступил к отливке двух первых групп из бронзы. Клодт знал Екимова лично, он обучался у него основам литейного дела еще в бытность свою студентом Академии художеств. Вскоре, однако, в работу вмешался печальный случай – Екимов внезапно скончался, не оставив преемника.

Перед Клодтом встал выбор: изготавливать статуи за границей или самому браться за руководство работами. Привычный к труду и не подверженный рефлексиям мастер, недолго думая, решился возглавить Литейный двор вместо умершего учителя.

Он ввел в работу литейщиков ряд новых методов, например, статуи начали отливать не по частям, а полностью, что позволяло избежать дальнейшей чеканки и прочих исправлений. А тщательная обработка восковых форм давала возможность точно воспроизводить даже самые мелкие детали оригинала в бронзе. За три года две группы были отлиты полностью, и еще две – полностью подготовлены к отливке.

-4

В ноябре 1841 года Аничков мост открыли после реставрации. На правом берегу Фонтанки установили бронзовые скульптуры, на левом – раскрашенные гипсовые копии. Бронзовые оригиналы, как ни удивительно, попали на левую сторону моста лишь спустя 8 лет, причем это была уже третья пара статуй. Отлитые в 1842 году группы отправились в Берлин, в дар прусскому королю Фридриху, и там украсили ворота королевского дворца.

Следующая партия скульптур успела некоторое время постоять на своем законном месте, после чего Николай изволил подарить их сицилианскому королю Фердинанду. Распространение творений Клодта по Европе принесло ему международное признание, вскоре он был избран почетным членом художественных академий Рима, Парижа и Берлина.

-5

Петербург же обзавелся полным комплектом статуй на Аничковом мосту только в 1850 году, и с этого времени картины противоборства коня и человека служат одним из лучших украшений «северной столицы».

Первая группа изображает атлета, сдерживающего животное, во второй человек пытается осадить коня, вставшего на дыбы, третья картина рисует схватку, в результате которой возничий повержен на землю, и лишь в четвертой, упав на колено и едва удерживая поводья, он все же покоряет коня.

-6

В каждой из скульптур необыкновенно передана пластика противоборствующих сторон, напряженная борьба гармонично сочетается с устойчивостью композиций.

Ни одна из статуй не повторяет другую, но их движение подчиняется общему ритму, который связывает все группы в единый ансамбль. С момента установки статуи покидали свои пьедесталы всего дважды – во время Блокады и в 2000 году для реставрации.

Признанный авторитет

Империя охотно признавала заслуги Клодта: скульптор-самоучка был пожалован званием академика и профессора скульптуры Академии художеств, его труды неоднократно отмечались различными наградами, - одним словом, творческая биография его развивалась вполне благополучно.

В 1848 году скульптор одержал победу в конкурсе на проект памятника российскому баснописцу Ивану Крылову. Проект не имел ничего общего с классическими памятниками в духе античности, когда всякая персона подгонялась под образ античного героя в тоге и с римским профилем.

-7

Согласно проекту Клодта Крылов удобно расположился на скамье, как будто присел ненадолго отдохнуть в тени деревьев, а портретное сходство памятника с баснописцем признавали все современники. По периметру же барельефа изображались герои крыловских басен, чьи фигурки скульптор дотошно сверял с живыми «образцами».

За излишнюю натуралистичность памятник критиковали, но в целом он был признан удачным и до наших дней занимает почетное место среди статуй Летнего сада.

Одной из последних крупных работ Клодта была конная статуя императора Николая для памятника, созданного Огюстом Монферраном. При отливке статуи скульптора ожидала неудача: форма, в которую заливали металл, треснула, и часть заливки вытекла наружу.

Однако доверие императорского двора к мастеру было так велико, что Александр II повелел возместить Клодту все расходы и дать возможность закончить работу. Со второй попытки статуя была отлита успешно, и для доставки ее к месту установки пришлось разобрать часть стены вокруг Литейного двора – в ворота творение Клодта не проходило.

-8

В памятнике Николаю скульптор решил сложнейшую техническую задачу: конь императора опирается только на заднюю пару ног, что потребовало от автора уникально точных расчетов.

В первые годы Советской власти памятник хотели уничтожить, как все, связанное с царизмом, но впоследствии признали шедевром технической мысли и оставили на прежнем месте.

В ноябре 1867 года Петр Карлович Клодт скончался на своей даче на мызе Халлола. Говорят, перед смертью он успел вырезать внучке из бумаги еще одну лошадку.

Екатерина Кравцова