Найти тему
Кино-Панк

Фильм «Аполлон 18»: космонавты, не вернувшиеся с луны

Кадр из фильма «Аполлон 18»
Кадр из фильма «Аполлон 18»

В жанре мокьюментари – «поддельной» документалки – кинематографисты работают нечасто. Но тем такое кино и интересно: нет универсального рецепта, как сделать так, чтобы зритель поверил в то, что смотрит реальную хронику. Мария Михайлова рассказывает, удалось ли добиться нужного эффекта создателям картины «Аполлон 18», вышедшей в 2011 году.

Мокьюментари – во многом специфичный жанр. В техническом смысле это и вовсе противоположность кино: чем больше «трясутся» руки у снимающего, чем хуже качество аппаратуры, тем больше шансов добиться главного эффекта, к которому стремятся создатели подобных фильмов – реалистичности. Конечно, это не делает процесс съемок легче. Нужно одновременно суметь донести историю, логично «сшить» сюжет и при этом не забыть естественно «завалить» горизонт. Такое кино и сам зритель смотрит иначе. Он как будто проходит квест или сам изучает архивы – ищет в кадре самое интересное и важное, мысленно достраивает хронику событий у себя в голове.

Кадр из фильма «Аполлон 18»
Кадр из фильма «Аполлон 18»

Именно этой особенностью просмотра решили воспользоваться создатели «Аполлон 18». Картина рассказывает о якобы существовавшей экспедиции на Луну, после высадки на которую с космонавтами стали твориться необъяснимые и жуткие вещи. Космос – благодатная почва для научных и мистических предположений, поэтому неудивительно, что зрителю было предложено самому решить, какие существа и с какой целью вдруг начали атаковать космонавтов. Мельком нам удается увидеть нечто, напоминающее гигантских крабов, пауков или червей, но шероховатости съемки и помехи оставляют простор для фантазии. Впрочем, создатели все же допустили серьезную погрешность в визуализации монстров – уж слишком сильно сам процесс их паразитирования и вылупления напоминает сцены из «Чужого».

Кадр из фильма «Аполлон 18»
Кадр из фильма «Аполлон 18»

К сожалению, проблемы фильма на этом не заканчиваются, но все они лежат в плоскости сценария. Сама по себе история космонавтов проста и скорее подчиняется законам жанра ужасов: сначала они высаживаются с загадочным грузом, вскоре после того находят все больше тревожных знаков, говорящих о том, что на Луне таится опасность. Дальше эта опасность постепенно выходит из тени – и о ней нет никакой информации, которая могла бы еще больше подстегнуть воображение зрителя. Нет и попыток, хоть сколько-нибудь осмысленных, понять, как бороться с монстрами и разобраться в их природе. Здесь «Аполлон 18» довольно сильно «проседает» - ведь мокьюментари куда интереснее смотреть, как псевдонаучный фильм, а не как простой ужастик с каноничным сценарием. У зрителя даже может возникнуть ощущение, что создателям картины была равнодушна сама история – куда больше внимания в фильме уделено форме, чем содержанию.

Кадр из фильма «Аполлон 18»
Кадр из фильма «Аполлон 18»

Возможно, так оно и есть. Авторы изначально поставили перед собой непростую задачу – снять картину про высадку на Луну и сделать из этой концепции фильм ужасов, не забыв про ту самую реалистичную подачу, которая так необходима жанру. Их старания заметны: в кадре минимум технических и логических погрешностей. Придраться будет сложно даже знатоку, пересмотревшему все реальные документальные картины про космическое пространство. Избежать обвинений в нереалистичности помогает и сам метод съемки «с рук»: в попытке сфокусироваться на важном зритель не будет скучающе разглядывать лунные пейзажи, надеясь найти несоответствия.

Кадр из фильма «Аполлон 18»
Кадр из фильма «Аполлон 18»

Но даже несмотря на плюсы, «Аполлон 18» все-таки станет интересен тем, кто целенаправленно ищет мокьюментари и любит специфику жанра. История, рассказанная в фильме, не заинтересует того, кто хотя бы немного разбирается в жанре ужасов, а для любителей космической темы не дадут никакой новой информации показанные в кадре быт и работа космонавтов. «Аполлон 18» - фильм не плохой, но и не поражающий воображение – но зато снятый в интересном, еще не изъезженном стиле.