Начиная со времен Екатерины II, Россия использовала греческий вопрос в своих интересах каждый раз, когда возникали осложнения и войны с Турцией. Российские агенты призывали греков подняться против турок, обещая помощь и политические свободы. Греческий проект Екатерины II о создании эллинской империи во главе с ее внуком Константином также воодушевлял греков на борьбу против своих угнетателей.
Греки поднимали восстания и оттягивали на себя значительную часть турецких сил. Однако по окончании русско-турецких войн, Россия не оказывала помощь грекам и на тех обрушивался весь гнев и жестокое мщение турок. Так было в 1769-1774 годах. Это же повторилось в войну в 1787-1791 годах, когда Россия не смогла послать в Архипелаг (острова в Эгейском море) балтийскую эскадру адмирала Грейга и вся тяжесть войны в Средиземном море легла на греков, по окончании которой турки мстили им.
Во время войны с Турцией 1806 - 1812 годов, Александр I также призывал греков на восстание. В Морее (оконечности Балканского полуострова, в южной части современной Греческой Республики) и Архипелаге от имени государя распространялись прокламации: "Народы Греции! Настало, наконец, время к низвержению того ненавистного ига, под которым вы так много веков стонали... Рука самодержавного российского монарха разорвет оковы, наложенные на вас, и отомстит за гонения, соделанные вам... Нужно, чтобы вы с оружием в руках показали бы всем народам, что для вас дорога свобода". В 1806 году турки жестоко отплатили грекам за их желание помочь России.
В 1821 году вспыхнуло всеобщее греческое восстание и взоры эллинского народа были с надеждой устремлены на единоверную Россию. Если бы Екатерина в это время была жива, она бы несомненно оказала помощь грекам. Но Александр I холодно проигнорировал их призывы. Русские же люди были всецело на стороне восставших греков. В этом вопросе император Александр изменил не только своему прежнему отношению к грекам, но и идеям Священного Союза трех императоров (России, Австрии и Пруссии) защищать "религию, мир и справедливость".
Александру I донесли, что в первые дни Пасхи 1821 года,"турецкое правительство повесило Константинопольского Патриарха против дворца патриархальной церкви и в разных местах семь митрополитов. Тело Патриарха через три дня было снято с виселицы и отдано на поругание жидам, коими было таскано по улицам с проклятиями на нашу религию и особливо на Христа Спасителя. Тело Патриарха было найдено потом в море и доставлено в Одессу на греческом под английским флагом судне".
Россия, как защитница православия, была оскорблена этим поруганием христианства и негодование русского народа прокатилось в виде еврейских погромов. Русское же правительство ответило на эти казни отписками Турции и рядом робких, подрывающих достоинство России, полумер. Причиной тому было то, что Александр I увидел в греческом восстании призрак революции.
Турция же начала оказывать по отношению к России оскорбительные и вызывающие действия: принудительно задерживала русские купеческие суда, груженные хлебом и т.д. Русский посланник в Турции барон Строганов 18 июля 1821 года предъявил Порте ультиматум по греческому вопросу с требованием ответа в восьмидневный срок. Турки не ответили и Строганов покинул Константинополь. В любой момент могла вспыхнуть война. Но никакой войны с Турцией Александр не начал.
В 1822 году на Веронском конгрессе Александр I говорил: "Теперь уже не может быть более политики английской, французской, русской, прусской, австрийской: существует только одна политика, общая, которая для спасения всех должна быть принята сообща народами и государствами. Я первый должен показать верность началам, на которых я основал союз. Один случай представился к тому - восстание Греции. Ничто, без сомнения, не казалось более отвечающим моим интересам, интересам моих народов, общественному мнению моей страны, как религиозная война с Турцией; но в волнениях Пелопоннеса я усмотрел признаки революции. И тогда я воздержался".
Это усмотрение признаков революции привело к тому , что в 1823 году английский министр иностранных дел Каннинг заявил: "Россия покидает свое передовое место на Востоке. Англия должна воспользоваться этим и занять его". Англичанам представился этот случай на Петербургской конференции в 1824 году. Александр I призывал тогда создать из Греции вассальное по отношению к Турции государство. Греки назвали это мнимое благодеяние неприемлемым и призвали Англию в свои покровители.
Николай I унаследовал именно такой политический расклад и именно он прекратил двадцатипятилетний период безразличной и пассивной политики в отношении к греческому вопросу в царствование императора Александра I. Этот период совпал также и с принижением значения морской силы и упадка русского флота.
Император Александр, может быть, потому так пассивно относился к Греции, что активное вмешательство вынудило бы его отправить в Средиземное море свой запущенный и малочисленный Балтийский флот. Александр вероятно боялся и того, что появление флота вызовет волну повсеместных народных восстаний к политической свободе: албанцев, адриатических славян, итальянцев и даже испанцев. А этого он очень страшился.
Источник: История русской армии и флота. Москва, 1913 г.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.