Возможно, данная статья поможет ученикам, их родителям или авторам.
Добрый день, уважаемые читатели! Здоровья всем и терпения!
А вы знаете, что существуют не только математические задачи? Да, оказывается, есть задачи и орфографические. И если вы научитесь их решать, то обязательно сможете писать грамотно, придерживаясь всех правил русского языка.
Что же такое орфографическая задача? Это задача, в которой нужно применить знание изученных правил, проверить слово и объяснить, почему оно пишется так, а не иначе.
Чтобы решить орфографическую задачу, нужно совершить 2 или 3 последовательных шага:
— найти орфограмму в слове, словосочетании или предложении;
— определить, является данная орфограмма проверяемой или относится к категории "запомнить";
— следует определить способ решения данной задачи (если это безударная гласная, то подходит один способ, а если раздельное написание слов, то совершенно другой);
— и самый важный момент — это восстановить в памяти алгоритм решения данной задачи, то есть совершить последовательно несколько шагов, не пропустив ни одного из них.
А теперь попробуем решить одну из таких задач.
Орфографическая задача.
Дано: ПЛАЧ или ПЛАЧЬ
Вопрос: как правильно писать эти слова?
Решение.
1. Определяем, в какой части слова находится орфограмма.
В данном случае орфограмма в конце слова.
2. Для решения этой задачи нам не хватает некоторых данных, а именно, контекста.
Придумаем предложения с данными словами, но возможно у вас уже есть готовое предложение. Пример:
В темной комнате послышался плач ребенка.
В данном предложении слово плач является подлежащим, выраженным именем существительным мужского рода. Сразу же вспоминаем правило, в котором говорится о том, что в именах существительных мужского рода после шипящих на конце мягкий знак не пишется (примеры: плач, луч, ключ, плащ, шалаш и др.)
"Тише, не плачь", — уговаривал мальчик свою сестру.
В этом предложении не плачь — это сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении. Следует вспомнить правило, которое гласит, что в глаголах повелительного наклонения с шипящим на конце всегда пишем мягкий знак.
Примеры: часто ошибочно не пишут мягкий знак в глаголах ешь, намажь, потому что на конце слова слышится твердый согласный звук. Но существует правило, которое просто следует выучить. Правила никто не отменял.
Кстати, причастие, образованное от слова плакать, пишется с буквой У (плачущий). Это правило мы знаем с первого класса: ЧА, ЩА пиши с буквой А. ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.
Итак, наш урок русского языка окончен. Надеюсь, он оказался полезным. Подписывайтесь на мой канал! Всем удачи!