Найти тему
Мел

7 российских комедий, за которые не стыдно

Оглавление

1. «ДМБ» (2000)

В отличие от долгоиграющей тележвачки «Солдаты», у фильма Романа Качанова нет ни глянцевой картинки, ни задорных песен, ни звёздного (на тот момент) актёрского состава. Зато у него есть блестящий сценарий, уникальное видение проекта, чувство юмора и безграничная страсть к сатире. Вышедший в 2000 «ДМБ» был актуален тогда, остаётся таковым и сейчас. Весь сюрреализм и абсурд российской армии сконцентрирован в полуторачасовом фильме — и уклонисты, и абсурдные приказы, и пьянство всех со всеми, и услужливость перед начальством.

«ДМБ» стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть некогда талантливого и подающего надежды Алексея Панина (на тот момент ещё вполне адекватного), и молодого Вячеслава Дужникова задолго до того, как за ним закрепилось амплуа из «Ворониных», но главное — Ивана Охлобыстина, который и сыграл одну из ролей, и выступил в качестве сценариста фильма.

2. «Жмурки» (2005)

-2

«Груз 200», «Брат» (включая сиквел), «Война» и тем более «Про уродов и людей» — это уже современная российская классика. Но эти фильмы Балабанова — не самое лёгкое и простое кино, пропитанное весьма суровым мироощущением режиссёра. А вот на «Жмурках» он, кажется, отвёл душу и сделал смешной и жизнерадостный фильм. Особенно забавно смотреть за вдумчивой актёрской игрой ещё сравнительно молодых и адекватных Алексея Панина, Дмитрия Дюжева, ну и, само собой, Никиты Сергеевича Михалкова.

Да, это чёрная комедия, да, у неё внушительная возрастная маркировка. Но едва ли можно поставить возрастное ограничение целой эпохе, которую так иронично и остроумно изобразил Балабанов. Ещё удивительнее, насколько пророческим и точным оказался его фильм, который, несмотря на исторический сеттинг, всё-таки обращён в будущее — рассказывает о страшных временах с юмором, поскольку всерьёз воспринимать весь тот абсурд Балабанов просто не мог.

3. «Стиляги» (2008)

-3

За несколько лет до пугающей моды на ностальгию и фильмы, действие которых происходит в советские времена, Валерий Тодоровский снял довольно честную музыкальную драму. Весёлую и музыкальную, в которой среди прочего немало и юмора. «Стиляги» — тот редкий случай, когда от мюзикла (которым фильм сложно назвать в полной мере) не испытываешь испанский стыд и не ломаешь голову над вопросами в духе «Как это вообще пришло людям в голову?». Особенно выигрышно фильм выглядит сегодня на фоне «Кошек» — феерического провала с многомиллионным бюджетом.

Приятный бонус — большинство песен в фильме будут знакомы зрителю, ведь представляют из себя стилизованные под джаз и рок-н-ролл аранжировки известных песен групп «Браво», «Зоопарк», «Чайф», «Ноль» и даже «Кино». Ну а ещё интереснее то, что фильм одинаково тепло встретили как в России, так и в США.

4. «Со мною вот что происходит» (2012)

-4

Камерная и лиричная история, которая хоть и происходит в конце декабря, не пропагандирует новогоднее настроение как необходимый атрибут этого времени. Фильм Виктора Шамирова — не пёстрый коллаж абсурдных новелл с запредельным количеством рекламы в стиле «Ёлок» и не типичный западный ромком про Рождество.

Сценарий написали Шамиров с Гошей Куценко, они же и исполнили главные роли — горемычного провинциала и его брата-карьериста. В канун праздников они тщетно пытаются справиться со своими заботами и хлопотами, но вскоре понимают, что из этого ничего не выйдет. Картина совсем не про «посмотреть под оливье» и не для новогоднего настроения. Она скорее больше подойдёт тем, кто под конец года сталкивается с лёгкой меланхолией и без особого энтузиазма подводит итоги прошедших 12 месяцев.

Тем не менее фильму Шамирова далеко до поистине экзистенциальных и не всегда лояльно воспринимаемых отечественной публикой картин Андрея Звягинцева. «Со мною вот что происходит» — добрая, пусть и немного грустная драма про одиночество и надежды.

5. «Всё и сразу» (2013)

-5

Романа Каримова неоднократно называли надеждой отечественного кино, поскольку его комедии — смешные, но не пошлые, сюжеты — без штампов, а актёрские составы — провидческие. В первом своём фильме «Неадекватные люди» он открыл миру талант Ингрид Олеринской, в крайнем (да-да, именно так, не в последнем) «Гуляй, Вася» — Любовь Аксёнову, количество ролей которой после этого выросло в разы.

«Всё и сразу» — честная, смешная и откровенная (в хорошем смысле слова) комедия о провинциальных парнях, которые мечтают сорвать куш и «выбраться из этой помойки». В надежде осторожно (но незаконно) заработать денег, они крупно подставляются перед местным авторитетом, который ставит перед ними едва ли выполнимые задачи и крайне сложные философские вопросы. Не из гуманитарных соображений, разумеется. Просто героям приходится выбирать между семьёй, деньгами, будущим, дружбой, причём, как ясно из названия, сразу.

6. «Тряпичный союз» (2014)

-6

Михаил Местецкий, режиссёр и сценарист фильма, ещё до его выхода снискал любовь зрителей двумя сюрреалистичными и забавными короткометражками «Ноги — атавизм» и «Незначительные подробности одного происшествия». Обе крайне желательно увидеть до того, как включать «Тряпичный союз», так как помогут лучше понять киноязык и стиль автора.

«Тряпичный союз» — это история о мечтателях-идеалистах, которые не хотят ни взрослеть, ни идти на компромиссы. Эдакий концентрат лета на даче — свободного, беззаботного и при этом совсем недалёкого от городской жизни со всеми её проблемами и заморочками. Тут есть и трагикомичная история любви, и поиска себя, и взрывы, и разбитые арбузы, и органичный актёрский ансамбль: Александр Паль, Иван Янковский, Василий Буткевич.

Фильм получил приз Берлинского кинофестиваля как лучшая картина для «молодёжи и юношества», что, по сути, исчерпывающе описывает её дух и ощущения от просмотра. Для детей и подростков — со стороны взглянуть на летние тусовки, а для родителей — вспомнить молодость и то, во что они тогда верили, о чём мечтали и к чему стремились. Лучшего мостика между бумерами и зумерами не придумать.

7. «Я худею» (2018)

-7

Во-первых, это фильм не про Москву и Питер, что уже большая редкость. В кадре — Нижний Новгород и героиня Саши Бортич, которая отчаянно пытается сбросить «лишний» вес под руководством и в команде с комиком Женей Куликом. Ради чего? Ради любви, конечно. Хотя сюжет выглядит до чёртиков банально, всё куда сложнее — история совсем не про то, что «надо идти к своей цели, несмотря ни на что». «Я худею» — про то, как принять и полюбить самого себя, что такое настоящая дружба, и да, это ещё и остроумно.

Актёрский ансамбль, безусловно, достижение талантливого молодого режиссёра и сценариста Алексея Нужного. Он объединил одну из главных красавиц отечественного кинопрома Бортич, звёзд инстаграма Кулика и Горбачёву, всенародную затычку для любой бочки Шнурова и даже безнадёжно замаравшегося главной ролью в «Крыму» Курцына. На выходе весь этот пёстрый набор выдаёт искреннюю актёрскую игру, лишённую пошлости и кривляний.