Найти тему
Основной аэродром

📅 Первый полёт DH.89 Dragon Rapide и первая гонка на Приз Шнайдера. Дайджест «Этот день в истории авиации» №16 (13 — 19 апреля)

Оглавление

Приветствую тебя, читатель! Продолжаю рассказывать об интересных событиях из истории авиации в рамках очередного выпуска дайджеста «Этот день в истории авиации». Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели! ✈️

13 апреля

13 апреля 1919 года — первый полёт пассажирского самолёта Vickers Vimy Commercial.

После Первой мировой войны производители обратили своё внимание на зарождающуюся гражданскую авиацию. Одной из первых свой авиалайнер создала фирма Vickers. Для ускорения работ конструкторы использовали весь накопленный опыт по тяжёлому бомбардировщику Vickers Vimy.

Коммерческий вариант от военного отличался прежде всего другим фюзеляжем. Изменилось его сечение и полезный объём. Также инженеры усилили шасси. Крыло и хвостовое оперение осталось без изменений. В салоне самолёта могло разместиться 10 пассажиров или 1135 килограммов груза.

Всего выпустили 43 экземпляра Vimy Commercial. Но особого интереса среди авиакомпаний он не вызвал. Основным заказчиком стал Китай, закупивший 40 самолётов для своих почтовых линий. По 1 экземпляру купили британская Instone Airline и французская Grands Express Aériens.

14 апреля

14 апреля 1947 года — первый полёт экспериментального самолёта Douglas D-558-I Skystreak.

В 1944 году NACA (Национальный консультативный комитет по аэронавтике) оформил требования к экспериментальному самолёту с турбореактивным двигателем для исследовательских полётов на трансзвуковых скоростях. Проект Model 558 High-Speed Test Airplane (или просто D-558) взялась разрабатывать компания Douglas.

Skystreak представлял собой небольшой (всего 10,8 метров длиной) моноплан с прямым крылом. Практически весь фюзеляж занимал турбореактивный двигатель Allison J35-A-23. Для самолёта было разработано специальное шасси с очень тонкими колёсами. Вместо катапультного кресла D-558-I оснастили системой спасения с отделяемой носовой частью.

Всего построили 3 экземпляра Douglas D-558-I Skystreak. Исследования на них продолжались до 1953 года. За это время самолёты суммарно выполнили 78 полётов. 2 из 3 Skystreak сегодня можно увидеть в экспозициях авиационных музее в США.

15 апреля

15 апреля 1933 года — первый полёт пассажирского самолёта FMA Aé.T.1.

Проект являлся попыткой применить опыт, полученный во время постройки лёгкого бомбардировщика Aé.M.B.1, в мирных целях. Самолёт строился на военном предприятии Fabrica Militar de Aviones, и был разработан совместно с фирмой Sección Experimental de Transportes Aéreos.

Aé.T.1 представлял собой одномоторный низкоплан с неубирающимся шасси. Крыло выполнено из дерева, а корпус из стального каркаса, обшитого тканью. Внешне чем-то напоминал Junkers F.13. На Aé.T.1 была установлена радиостанция, поэтому экипаж состоял из 2 пилотов и радиста. На борту могло разместиться 5 пассажиров.

FMA AeT.1 стал первым авиалайнером, построенным в Аргентине. Но, несмотря на успешные испытательные полёты, заказчиков на новый самолёт не нашлось. Выпустили всего 3 авиалайнера, пополнивших эскадрилью "Sol de Mayo". Позже один был передан а/к Aero-Argentina и выполнял рейсы между Кордовой и Буэнос-Айресом. Судьба остальных самолётов неизвестна.

16 апреля

16 апреля 1913 года — состоялись первые гонки гидропланов на Кубок Шнайдера (Coupe d'Aviation Maritime Jacques Schneider).

Да, всего 3 года прошло с того момента, как инженер Анри Фабр совершил первый успешный полёт на гидроплане, а уже начались их соревнования. И «виной» тому французский финансист и любитель авиации Жак Шнайдер.

Шнайдер считал, что будущее за гидросамолётами, но в те годы они заметно отставали от своих сухопутных собратьев. Чтобы подстегнуть прогресс, промышленник предложил провести гонки. Победитель получал приз в 5000 франков и «кубок» — скульптуру в стиле модерн, изображающую древнегреческого бога западного ветра Зефира, целующего духа волн. Иллюстрация объединения двух стихий.

Первые гонки прошли в Монако. Заявки подали 7 стран — Бельгия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Швейцария и США. Но на старт смогли выйти только 4 французских гидросамолёта. С результатом скорости в 73 км/ч победил Морис Прево на своём Deperdussin Coupe Schneider. Его реплику сегодня можно увидеть в музее «Самолёты славы» в США.

17 апреля

17 апреля 1934 года — первый полёт ближнемагистрального транспортного самолёта de Havilland DH.89 Dragon Rapide.

В январе того же года впервые полетел четырёхмоторный de Havilland Express (он же D.H.86), а параллельно созрела необходимость модернизации успешного DH.84 Dragon. Используя опыт, полученный при создании DH.86, инженеры de Havilland Aircraft приступили к работе над новым «Драконом».

DH.89 представлял собой двухмоторный биплан с неубирающимися шасси. Основные материалы конструкции — дерево, фанера и полотно. На борту могло разместиться от 6 до 9 пассажиров + 1 пилот. Dragon Rapide унаследовал всё лучшее от предшественника, но при этом стал быстрее и увеличил дальность полёта.

Самолёт получился очень успешным и эксплуатировался в авиакомпаниях 30+ стран мира. Всего же выпустили 728 единиц de Havilland DH.89 Dragon Rapide (в том числе и в военной версии под обозначением Dominie). На сегодняшний день в мире осталось как минимум 14 самолётов в лётном состоянии.

18 апреля

18 апреля 1952 года — первый полёт опытного стратегического бомбардировщика Convair YB-60.

На начало 1950-х годов основным стратегическим межконтинентальным бомбардировщиком ВВС США был Convair B-36 "Peacemaker". Но военные быстро осознали необходимость его модернизации. В конкурсе приняли участие Boeing с проектом будущего B-52 Stratofortress и Convair с YB-60.

Конструкция YB-60 на 72% состояла из элементов B-36. Изменения коснулись стреловидного крыла, хвостового оперения и носовой части. Также была обновлена силовая установка — теперь она состояла из 8 × ТРД Pratt & Whitney J-57-P-3.

Для выполнения программы испытаний было заказано 2 экземпляра Convair YB-60. Но, после 2 лет полётов и более 40 часов налёта, ВВС выбрали для принятия на вооружение Boeing B-52. Второй YB-60 даже не поднялся в небо и оба самолёта были разделаны на металл в июле 1954 года.

19 апреля

19 апреля 1937 года — первый полёт тяжёлого морского бомбардировщика АНТ-44 (он же МТБ-2 — Морской Тяжёлый Бомбардировщик).

Разработка стартовала в конце 1934 года, когда были сформированы требования к тяжёлому гидросамолёту для ВМФ СССР. Предполагалось создать многофункциональный самолёт — бомбардировщик, разведчик, транспортник — для эксплуатации на всех морских просторах Страны Советов.

АНТ-44 представлял собой тяжёлую цельнометаллическую летающую лодку с крылом типа «чайка» (первоначально — с колёсным шасси). Силовая установка состояла из 4 двигателей по 950 л.с. Вооружение состояло из 2 × 20-мм пушек ШВАК и 2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС + 2000 килограммов бомбовой нагрузки.

В серийное производство МТБ-2 не запустили, построив всего 2 экземпляра. Один из них потерпел крушение в 1939 году, а второй приняли на вооружение и он участвовал в боевых операциях на Чёрном море. В 1942 году был сбит немецкими истребителями.

Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории Если вдруг там будут не все выпуски, то добро пожаловать на главную страницу канала.