Найти тему
MRPOPULAR

Как продвигать бизнес в соцсетях во время кризиса?

Оглавление

Кризис. Кризис. Кризис. Куда ни посмотри, везде одно и то же – один сплошной кризис. Денег нет, сил держаться тоже, повсюду карантин, рынки трещат по швам. Трудно? Не то слово. Катастрофа и конец мира? Ни в коем случае!

Перефразируя известную цитату: «Кризис – это не провал. Кризис - это лестница». И для того, чтобы тебе было проще по этой лестнице взобраться, мы сейчас расскажем, как именно нужно продвигать свой бизнес в очередном «это был тяжёлый год».

Пункт первый: сфокусируйся на немедленных результатах

Простой вопрос: чего ты вообще хочешь от продвижения в соцсетях, каких результатов добиваешься? Давай спросим Гугл:

-2

Первый же результат под рекламой нам говорит: «SMM-продвижение – это про узнаваемость, коммуникацию, причастность к бренду». Точно то же самое, под копирку, утверждают тысячи СММщиков, вот только обрати внимание на дату под фотографией: лето 2014-го. Это когда доллар был по 35, как раз накануне обвала рубля в два раза.

Долговременные планы, стратегические выгоды, формирование лояльности на перспективу – все эти планы хороши за пределами кризиса или тогда, когда ты уже позаботился о выживании бизнеса и думаешь о его развитии. Первым же приоритетом становится именно стабилизация, решение насущных проблем, поэтому нужно как никогда чётко понимать, каких результатов – реальных результатов – ты хочешь добиться от работы в социальных сетях. 

Например, через соцсети можно получить поддержку от клиентов, которые у тебя уже были до кризиса. Особенно актуально для кофеен, клубов, баров – любых мест, ориентированных, в том числе на некое ядро постоянной аудитории, а сейчас её лишившихся из-за карантина. 

Сейчас самое время опереться на лояльность этих людей, запустив акцию, рассчитанную на немедленную прибыль и сохранение клиентов:

Всем привет! Мы закрыты до мая, но о-о-очень по вам скучаем, поэтому хотим поддержать всех-всех-всех, кто сидит в самоизоляции. До 30-го апреля предлагаем ланч с доставкой по специальной карантинной цене: всего 200 рублей за фирменный кофе-раф, сэндвич и маффин!
А ещё всем, кто заказал такой ланч, мы от себя дарим купон на один кофе, который можно будет забрать после карантина. Ждём ваших заказов сейчас – и, конечно, ждём вас лично сразу после окончания самоизоляции!

Важно: работать на отдалённое будущее тоже можно – но только если ты уверен, что прямо сейчас у тебя всё в порядке. Не нужна поддержка клиентов, без неё справляешься? Тогда предложи свою поддержку им, в виде скидок, бесплатной доставки, выложенного в общий доступ онлайн-курса: сейчас всем тяжело, люди очень нуждаются в помощи, и они её не забудут.

Пункт второй: рекламы должно стать больше

-3

Здесь всё очевидно, поэтому очень кратко: резать расходы на рекламу нельзя. Вообще нельзя. Да, мы понимаем, что денег нет вообще – всё равно нельзя. Посмотри на опыт бизнеса с 2008-2009, с 2014-2015 – все, кто выжил, активно продвигали свои товары и услуги. А происходит так из-за того, что платёжеспособных клиентов на рынке становится меньше, конкуренция растёт. Нет рекламы –> нет борьбы за покупателя –> он уходит к конкурентам -> у тебя нет прибыли -> всё, конечная. Какое-то время удастся прожить на инерции, на старых клиентах, но потом всё.

Так что, нет вопроса, делать больше рекламы или нет – есть вопрос, какой рекламы должно стать больше. А об этом мы уже подробно говорили выше: в кризис пора отказываться от стрельбы по площадям и ставок на охват, сейчас твой выбор – performance. Можно дополнить охватом (например, медийкой), но performance-продвижение выходит на первый план. Не устаём повторять: тебе нужны результаты прямо сейчас. 

Идеально, если ты можешь одновременно перевести фокус своей работы на онлайн – например, на соцсети: InstagramВК и иже с ними. Сейчас люди буквально не имеют возможности выйти из дома, и эта ситуация сохранится надолго (спойлер: 30-го апреля ничего не кончится, максимум будет небольшой перерыв). Твоя задача оказаться в числе первых компаний, перешедших на стопроцентное использование интернет-маркетинга – и вся твоя реклама должна продвигать эти онлайн-услуги. Тогда будет результат.

Пункт третий: делай контент

Вокруг эпидемия. Миллионы людей добросовестно самоизолировались. Что они делают? Сёрфят по инету с невероятной силой. Особенно сильно вырос трафик на видеохостингах (в том числе пиратских) и в соцсетях, а значит, этим нужно пользоваться.

Твоим клиентам скучно прямо сейчас: хочешь привлечь их внимание? Развлеки свою аудиторию! Хорошо заходят любые креативы – мемы по актуальным темам, забавные видео, сторис. Вроде такого:

-4

Очень быстро разлетаются хорошие креативы по актуальным трендам – вроде «музейного косплея», волну с которым запустил музей Гетти (Калифорния):

Создать карусель                        Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Кстати, эта идея – воссоздавать известные сюжеты произведений искусства своими силами – в сети уже была, но особой популярности не имела. Сейчас же, когда все вынужденно сидят дома, она просто на волне.

Опять же: у тебя кофейня? Начни снимать уроки, как варить вкусный кофе – сейчас тренд на онлайн-обучение. Салон красоты? Публикуй в Инстаграме ролики по грамотному мейкапу. И так далее. Пробуй делать ставку на развлекательный или образовательный контент: людям нужно отвлечься от проблем, помоги им с этим. Хороший креатив сейчас вирусится с минимальными затратами. Кстати, о них…

Пункт четвёртый: считай деньги!

-6

Простое правило: всё, без чего можно обойтись прямо сейчас, уходит во вторую-третью-десятую очередь. Не уверен, что какая-то реклама реально приносит результат? Отключай. CTR хороший, но подтверждённых заказов с канала рекламы нет? Тоже вырубай.

Сейчас твои главные KPI – это чистая прибыль с определённых действий. Контекст? Дорого. Эксперименты? Рискованно. Делай ставку на то, что стабильно работает: продвижение в соцсетяхв мессенджерахна Ютубе

И ещё раз: считай отдачу с каждого рубля, вложенного в рекламу. Отдачи нет? Прекращай тратить деньги в этом направлении. Для оценки эффективности продвижения есть куча инструментов и метрик, хороший маркетолог просто обязан ими пользоваться.

Не знаешь, как считать эффективность рекламы? Пиши, с удовольствием расскажем – время есть, силы тоже:)

Пункт пятый: не знаешь, что сделать? Спиши с Китая!

Ну или с Европы. Наше – в смысле российского бизнеса – преимущество сейчас в том, что мы не первые. У нас карантин только набирает обороты, а в Китае уже всё отгремело. Италия и Испания вотпрямощас целиком закрыты. И так далее. А ведь там работает точно такой же бизнес, который уже давно столкнулся с теми же проблемами, которые ты сейчас только начинаешь видеть перед собой. Так почему бы не списать готовые решения?

Примеры:

  • Почти весь Китай в ходе эпидемии перешёл с обычной розницы на модель О2О (онлайн -> офлайн), сконцентрировался на мелких заказах и доставке. Сделай так же – и продвигай это решение, чтобы о нём все узнали;
  • Очень круто китайскому бизнесу помогли собственные онлайн-приложения – или хотя бы сайты/группы в соцсетях. Бросай силы на их развитие;
  • Большую роль сыграла гибкость HR-стратегии: у тебя закрылось кафе и простаивают официанты? Переведи их на сетевое консультирование через аккаунты в мессенджерах и соцсетях – и люди работу сохранят, и тебе будет проще укрепиться на онлайн-рынке. Это не так сложно – например, китайская косметическая компания Lin Qingxuan перевела в такой формат работы больше сотни консультантов офлайн-магазинов.

В общем, найди своих коллег в Китае или Европе, посмотри, как они пиарятся. Что предлагают. И сделай так же – 90% вероятности, что сработает. 

Закончить же хочу самым главным советом: не останавливайся. Что бы ни происходило сейчас, не останавливайся – утонешь. Ищи в кризисе возможности: возможности для развития, для перепрофилирования, для выхода в новые ниши (вроде онлайн-обучения). 

У тебя вынужденный простой? Это же значит, что освободилось вечно занятое время – используй его с умом, и твой бизнес выйдет из самоизоляции сильнее, чем когда-либо был!

Успехов!