Найти тему
Красна шапочка

Зулейха открывает глаза: посмотрела первую серию и начала читать книгу. Больше понравилась Зулейха из книги, рассказываю почему

Оглавление
https://www.kinopoisk.ru/picture/3364966/
https://www.kinopoisk.ru/picture/3364966/

Фильм "Зулейха открывает глаза" я начала смотреть из-за Чулпан Хаматовой, которой досталась роль главной героини - татарской женщины из деревеньки под Казанью.

После просмотра первой серии у меня появилось желание почитать еще и книгу. На интуитивном уровне я почувствовала, что в фильме Егора Анашкина (режиссер) чего-то не хватает.

Чего именно не достает кино, я поняла, прочитав уже первую главу книги Гузель Яхиной.

Чего не хватает фильму, или почему мне больше понравилась Зулейха из книги

1. Название обыграно только с физической точки зрения

История татарской женщины, лежащая в основе этих произведений, общая, что для фильма, что для книги. Зулейха в физическом смысле слова открывает глаза и там, и там. Именно с этого начинаются оба произведения.

Но в книге акцент поставлен вовсе не на физическое "открывание глаз". Зулейха живет очень сложной противоречивой жизнью. Она все время МОЛЧИТ И ТЕРПИТ. Общается с духами, пытается уговорить их охранять своих ушедших в другой мир дочерей.

Почему они ушли становится ясно, по тем эпизодам, которые нам рисует автор. Работает Зулейха как каторжная, но она так привыкла и рада такой жизни. Муж у нее тоже самый лучший, как она себе много раз отмечает.

Духовный мир книжной Зулейхи богат, разнообразен, активен, несмотря на все сложности физической жизни. Физически она почти и не живет эмоциями, молчит, смотрит. А главное, много работает.

Не зря мать мужа героини однажды в книге упрекает Зулейху в том, что ее жизнь жизнью то назвать сложно. Не умеет она ни любить, ни дорожить, ведь молчит постоянно. Не верит Упыриха, что в молчании золото.

В фильме жизнь духовная, ее богатство не показано вообще. Поэтому и открыть глаза, по-настоящему соединить физическое и духовное у киношной героини, вряд ли, получится.

Ведь в самом начале режиссер опустил все то, что характеризовало Зулейху с этой стороны. Мне именно этого не хватило в фильме. Духовности, души...

2. Татарский народ показан однобоко

Автор книжного варианта "Зулейхи" сама татарка, поэтому ей так точно удается передать все то, что творится именно в душах людей. Внешне показать - это одно, этим грешит современная литература.

https://www.kinopoisk.ru/picture/3374588/
https://www.kinopoisk.ru/picture/3374588/

А Гузель Яхиной удается показать внутреннюю жизнь каждого героя. Что супруга Зулейхи, что ее свекрови. И эти образы не настолько плоские, какими они получились в фильме.

Свекровь (Упыриха) - особенная женщина. Она любит своего сына безгранично. Но из кино мы не узнаем, как удалось этой женщине превратить любовь из светлого чувства в черное. А вот в книге есть об этом не мало страниц.

Эти страницы я читала с трудом, они тяжелые. Это наша история, история всех народов, которые тяжело пережили годы раскулачивания (показанные в фильме), но были и другие предшевствующие этому времена - времена еще большего голода.

Упыриха - не единственная героиня, которая тщательно "объяснена" автором книги. Психологизм каждого героя - вот то, что меня подкупило в этом удивительном художественном произведении.

Выводы

Ради интереса я, конечно, продолжу смотреть киноленту. Очень интересно понять, как режиссер и актеры объяснят название картины. Какие смыслы они в него вложат.

Лишний раз убеждаюсь, что все мы по-разному читаем художественные произведения. Пока у меня складывается ощущение, что создатели фильма стремились показать, что жизнь героини была "до ссылки", слабо говоря, невыносимой. Но на этом все.

Мне кажется, что фильм "Зулейха открывает глаза" - попытка показать мир женщины-татарки не с позиций "его части", а с позиций стороннего наблюдателя. Возможно, в этом проблема этого кино?

Постскриптум

При подготовке этой статьи обратила внимание, что в 2005 году уже был снят фильм примерно с таким же сюжетом. В следующей статье попробую разобраться, какое отношение он имеет в роману Гузель, вышедшему 10 годами позже.