Найти тему
Информация СССР

Настоящие Пионеры – кем они были?

Пионерское движение представляет собой коммунистическую организацию, которая состоит из детей. Впервые отряды пионеров в СССР образовались в 1922 году.

У истоков пионерского движения стоит скаутинг, который развивался во многих странах. В России также существовали скаутские организации. Виды их деятельности были достаточно разнообразны. На момент 1917 года в России насчитывалось до пятидесяти тысяч детей, состоящих в скаутских организациях. Основным видом деятельности скаутов в это время становится помощь в поиске детей, у которых не было родителей, а также оказание социальной помощи. То есть, говоря современным языком, сейчас этой деятельностью занимаются волонтеры. В СССР направления скаутского движения делились на несколько направлений. Каждое из них следовало определенным принципам и правилам.

-2

Решение о создании пионерского движения было принято в 1922 году. На Всероссийской конференции комсомола было вынесено решение об образовании нового движения, которое объединит бывшие детские скаутские движения в одно. Позже все пионерские отряды, в которые входили дети от девяти до четырнадцати лет, стали называться «Юные пионеры имени Спартака». Позже названия менялись. Последнее принятое наименование гласило, что все пионерские отряды объединены под именем «Всесоюзная пионерская организация имени Ленина». Пионерское движение являлось помощью для работающих заводов, фабрик. Пионеры помогали в поиске детей, которые убегали из детских домов.

Начиная с 1930 года, в пионеры начали принимать в школе. Сама школа являлась пионерской дружиной, а классы были пионерскими отрядами. В это время проходила коллективизация сельского хозяйства, и пионерское движение помогало его развитию. В 1932 году создаются Всесоюзные пионерские экспедиции. Они помогали школьникам – пионерам узнавать свою страны. Проводились экскурсии, экспедиции по Казахстану и Северному Кавказу. Дети собирали гербарии, коллекции семян, растений и полезных ископаемых. Спустя четыре года, начинают проводить Всероссийские соревнования пионеров. А начиная с 1937 года, пионерское движение участвует в военной и оборонной работе. Не ускользает от детского внимания выход в свет книги Гайдара «Тимур и его команда». Именно с этого момента внутри пионерских отрядов формируется движение тимуровцев.

-3

Период Великой Отечественной войны является важным моментом в развитии пионерского движения. Более шести тысяч детей противостояли врагам в эти годы. Война объединила все пионерские отряды в огромный коллектив, который неустанно помогал фронту. Большинство детей отдавало свои жизни на благо Родины. Всем им присвоено имя Героя Советского Союза. Многие пионеры получили награды. В местах, оккупированных немецкими захватчиками, пионеры выполняли работу связистов, разведчиков, помогали медсестрам с ранеными. За время войны пионерские отряды собрали большое количество одежды для солдат и дикорастущих растений для изготовления лекарств.

-4

-5

После войны пионеры помогали восстанавливать хозяйство, науку и экономику страны. Выделилось движение натуралистов. Они выступали под лозунгом: «Украсим страну садами!». В течение 5 лет после войны было посажено большое количество фруктовых садов, а также декоративных насаждений. В шестидесятые и семидесятые годы были организованы экспедиции для пионеров. В итоге пионерские отряды преобразовались в трудовые. Они помогали в выполнении планов пятилеток.

-6

В идеологию пионерского движения принято включать девиз и законы. Девиз был необходим для того, чтобы указать главную цель создания пионерской организации. К пионерами со словами девиза могли обращаться комсомольцы, вожатые, коммунисты и так далее. На обращение в виде девиза пионеры должны были отдавать салют. Помимо девиза у пионерского движения были свои законы. Они содержали основные нравственные идеи, которым нужно было следовать каждому пионеру. Примерами законов пионерских отрядов являются:

• Пионер должен быть честным и верным товарищем;

• Пионер должен служить Родине;

• Пионер является другом всем пионерам и детям;

• Пионер должен равняться на героев труда.

Пояснять все эти законы пионерам должны были вожатые.

-7

В пионеры принимались дети от девяти лет. Вхождение в пионерскую организацию было добровольным. При принятии ребенка в это движение, он должен был произносить торжественную клятву или обещание. Оно включало в себя обещание любить Родину, следовать законам Советского Союза и законам партии.

В структуру пионерской организации входили пионерские организации республик, краев, областей, районов и городов. Основой пионерского движения являлись дружины, которые создавались в школах. Если в школах или в детских лагерях насчитывалось более двадцати пионеров, то создавались пионерские отряды.

Для управления дружинами Комитетами комсомола назначались старшие пионеры. Вожатых назначали для управления и координации пионерских отрядов в детских лагерях.

Органом пионерского самоуправления считался пионерский сбор. На пионерском сборе школьники принимались в пионеры, планировалась дальнейшая работа. Сбор также избирал советы дружины, отряда и звена.

Также определенной формой пионерского самоуправления можно считать пионерский слет. Обычно Всесоюзные пионерские слеты проводились один раз в пять лет. Если это были краевые, республиканские или областные слеты, то раз в два года. Районные советы собирали специальные штабы, в которые входили лучшие пионеры. Очень часто такие штабы считались элитой пионерии, и все школьники мечтали туда попасть.

Руководство всем пионерским движением на территории Советского Союза представляло собой участников «Всесоюзного коммунистического союза молодежи». В его состав входили Н.П. Чаплин, О.С. Тарханов, В.Ф Васютин, Е.М. Теремякина, О.И. Максина, С.А. Салтанов, А. А. Северьянова, З.П. Туманова, Л.К. Болясная, Р.А. Курбатова, Т.А. Куценко и И. Н. Никитин.

Самыми главными моментами в деятельности пионерских организаций принято считать воспитание молодежи, развитие в ней инициативы, которая поможет удовлетворить не только интересы отдельной личности, но и интересы общества. В пионерской организации школьники начинают понимать, что такое общественная работа и приучаются к ней. Пионерская работа обогащает участников пионерских организаций прочными и новыми знаниями, а также приучает к дисциплине. Также в результате деятельности, пионеры выполняли задачи, поставленные партией.

Своеобразным бонусом для детей – пионеров являлась организация отдыха в пионерском лагере. Обычно туда принимались школьники до пятнадцати лет. Из всех прибывших туда пионеров организовывали пионерские отряды, которые соревновались друг с другом в самодеятельности. В конце лагерной смены обычно организовывалась военная игра «Зарница». Существовали лагеря, которые принимали в свои стены детей только в летний период или круглогодичные. Самым крупным пионерским лагерем считается «Артек», расположенные в Крымской области. После прекращения работы пионерских организаций, эти лагеря существовали как детские оздоровительные центры.

Первые Артековцы жили в палатках
Первые Артековцы жили в палатках

Для наиболее полного сплочения школьников было создано единое положение об атрибутике пионерских организаций. Едиными символами пионеров считались пионерское знамя и флаг, галстук, значок, барабан, а также горн. Флаг считался атрибутом объединения всех школьников, символом отдачи чести. Горн был необходим для того, чтобы собирать всех пионеров своим зовом. Звук барабана сопровождал пионерские отряды в шествиях. Пионерское знамя символизировала собой борьбу за свободу и беззаботное будущее. В будние дни пионеры носили общепринятую форму с галстуком и значком. На праздники обычно надевалась торжественная форма, к которой добавлялась красная пилотка, красный галстук и значок пионера. Также неотъемлемым атрибутом пионерских отрядов считался пионерский гимн, который гласил, что все пионеры являются детьми обычных рабочих людей. Пионеры должны были всегда быть готовыми к своим светлым годам жизни. Обычно пионеры пели гимн на торжественных мероприятиях, шествиях, а также в пионерских лагерях.

-9

В настоящее время также существуют пионерские организации в школах, но они уже не имеют того значения, как в СССР.