Сын трактирщика из Оверни, бедствующий гимназист, впоследствии неимущий студент Парижского университета, мелкий адвокат, довольствующийся гонораром в 25 франков за любое дело, далее мэр парижского предместья Обервилль, с 1914 г. — депутат палаты, один из самых левых членов социалистической партии — таковы начальные этапы личной и общественной биографии Пьера Лаваля. Совершенно иной представляется его дальнейшая карьера
В 1930 г. Лаваль — уже богач, наживший аферами миллионы, хозяин нескольких провинциальных газет, собственник доходнейшего поместья «Ла Корбьер» в Нормандии, обладатель увесистого пакета акций минеральных вод Виши, обитатель аристократической виллы «Саид» в одном из наиболее изысканных районов Парижа.
Лаваль уже ушёл из социалистической партии. В парламентских кулуарах ему приятельски пожимают руку правые депутаты. С ним ведёт интимные застольные беседы Андрэ Тардье, начавший свою политическую карьеру с попыток продаться немцам, ради власти готовый предать любого из своих друзей и покровителей, как он и сделал со своим «патроном» Клемансо, и до конца дней своих мечтавший о то» «решающем часе», который сделает его, Тардье, диктатором Франции.
Лаваль шепчется и с продажным агентом влияния Германии де Бриноном.
Он приближает к себе грязного провокатора Дорно, которого ценит за горластую демагогию, звериную ненависть к коммунистам и умение сколачивать банды фашистских погромщиков.
Впоследствии, когда Лаваль стал лакеем Гитлера, эти издевательства над «типом французского негроида» разом прекратились: по приказу Геббельса, внешность предателя Франции неожиданно приобрела в немецко-фашистских иллюстрациях черты почти «арийской правильности».
НАРУШЕНИЕ ВЕРСАЛЬСКОГО ДОГОВОРА.ПЕРВАЯ ПОБЕДА ЛАВАЛЯ И ГИТЛЕРА
Правительство Франции прекрасно знало о милитаристских и реваншистских намерениях Германии…
Патриотические круги Франции требовали вести войска в бой и дать сдачи немецким частям направлявшимся в Рейнскую демилитаризованную зону…но
Лаваль сумел предовратить разгром немецких частей при их первой же попытке экспанисии…он резко был против любых попыток противостоять Германии
Лаваль поручил Франсуа-Понсе заявить Нейрату протест, но одновременно «оставить открытыми двери для дальнейших переговоров». Италия, направив чисто формальную ноту протеста Германии, в то же время подчеркивала, что она всегда выступала за пересмотр 5-й части Версальского договора. Гитлер отклонил все протесты, так как был убежден, что дальше дипломатических представлений дело не пойдет.
Французское правительство решило направить официальную жалобу в Совет Лиги наций, но предварительно обсудить вопрос на совместном совещании с Англией а Италией.
Конференция трех держав для «определения общей франко-англо-итальянской политики в отношении перевооружающейся Германии» открылась И в апреле 1935 г. в североитальянском городке Отрезе, на берегу живописного озера, в палаццо Барромео.
На конференции присутствовали с французской стороны премьер-министр Фланден, министр иностранных дел Лаваль и генеральный Лаваль поручил франсуа-понсе заявить… секретарь министерства иностранных дел Леже, с английской стороны — премьер-министр Макдональд и министр иностранных дел Саймон. Италия была представлена Муссолини, товарищем министра иностранных дел Сувичем и начальником кабинета главы правительства бароном Алоизи. Владимир Д’Ормессон писал, что какого-либо плана конференция не имела.
Но, добавлял журналист, «если Стреза не внесла радикальных изменений в ранее заключенные планы, то было бы ошибочным говорить, что эта конференция просто означала установление контакта без последствий». И, действительно, последствия были.
Главное из них заключалось в том, что конференция дала гитлеровской Германии уверенность, что ей все позволено. …вот что делал Лаваль
Лаваль безусловно был лицом 5 колонны..
ЛАВАЛЬ И СТАЛИН
В начале 30-х годов XX века политическая конфигурация в Европе не сложилась, плавала, все искали возможных союзников. Франция по прежнему была уязвима со стороны Германии: население первой составляло 39 млн человек, последней 70 млн. Причем немцы прибывали быстрее, чем французы. Англичане были те еще союзники.
И в 1935 году (Гитлер уже провел ночь длинных ножей и прочно закрепился в Германии) премьер министр Франции Пьер Лаваль полетел в Москву искать соглашения со Сталиным.
Лаваль в сущности заключил и полностью саботировал союзный договор с СССР
Черчилль отмечает:
«Лаваль не собирался связывать Францию какими-либо точно сформулированными обязательствами, на которых Советы имеют обыкновение настаивать»
Замечательная фраза! Далее Черчилль пишет, что Лаваль добился публикации заявления Сталина об одобрении политики национальной обороны Франции.
Важный факт:
Сталин требовал создания альянса для предотвращения будущей войны…чтобы каждая страна могла бы получить военную помощь в случае агрессии
Лаваль был против—так как это мешало усилению Германии и нацизма
Чувство гордости распирает за Сталина: Лаваль приезжает ради того, чтобы поулыбаться и показать избирателям, как он заботится о стране. А почему Сталин должен участвовать в этом спектакле? Перед кем Сталину было улыбки показывать?
После Москвы Пьер Лаваль летит в Польшу на похороны Пилсудского (тот еще друг СССР был), где любовно общается с Герингом.
И как бы чувствовал себя Сталин, сделав что-то для Лаваля?
Среди прочего Лаваль попросил Сталина:
«Не можете ли Выделать что-нибудь для поощрения религии и католиков в России? Это бы так помогло мне в делах с папой»
Сталин ответил:
«Ого! Папа! А у него сколько дивизий?»
ЛАВАЛЬ И ГЁРИНГ
На следующее утро состоялась еще одна трехчасовая процессия в Кракове, завершившаяся окончательным опусканием гроба в могилу, подготовленную в Вавельском замке. Министр иностранных дел Бек дал завтрак для иностранных делегаций в «Отель де Франс», на котором я помогал Герингу в нескольких коротких беседах с Петеном, англичанами и Лавалем. Лаваль и Геринг договорились о продолжительном разговоре во второй половине дня.
Было очевидно, что не только Геринг желал этого разговора, но и Лаваль также с радостью воспользовался возможностью поговорить с ним..
Геринг, крупный и массивный, мало придерживался обдуманной тактики Гитлера. Он отличался прямолинейностью, не вдаваясь в дипломатические тонкости:
«Я полагаю, Вы поладили в Москве с большевиками, мсье Лаваль?.Мы в Германии знаем большевиков лучше, чем вы во Франции, продолжал он… Мы знаем, что ни при каких обстоятельствах нельзя иметь с ними никакого дела, если хотите избежать неприятностей.
Вы столкнетесь с этим во Франции. Увидите, какие трудности создадут вам ваши парижские коммунисты».
Очень убедительными словами Геринг убеждал Лаваля в желании Германии достичь общего урегулирования отношений с Францией. Конкретные детали никогда не упоминались. Он использовал силу своей личности и красноречие, чтобы подавить Лаваля.
Беспристрастного человека не могло не убедить то, что Геринг, только что выпустивший пар в адрес русских и Лиги Наций, пользуясь языком человека с улицы, был искренен, когда сказал:
«Можете быть уверены, месье Лаваль, что у немецкого народа нет большего желания, чем заключить, наконец, мир после столетней вражды с его французским соседом. Мы уважаем Ваших соотечественников как храбрых солдат, мы полны восхищения достижениями французского духа.
Эти слова не замедлили произвести должное впечатление на Лаваля, который подчеркнул, как настойчиво он всегда выступал за франко-немецкое сближение, и попросил меня свидетельствовать относительно его усилий в достижении франко-немецкого взаимопонимания на берлинских переговоpax с Брюнингом в 1931 году.
Хотя 17 апреля Совет Лиги Наций официально осудил Германию, месяц спустя англичане прислали приглашение нарушителю договора по военно-морскому флоту. Риббентроп был назначен «чрезвычайным послом», и Гитлер поручил ему вести эти переговоры.
После начала 2-й мировой войны в сент. 1939 организовал заговор бывших премьеров (Л., Ж. Кайо, П. Фланден, К. Шотан), выдвинувший кандидатурой на пост главы государства А. Петпэна и выступавший за заключение сепаратного мира с Германией.
Военные поддержавшие заговор впоследствии занимали руководящие посты в правительстве Виши…
Гитлер лично встретился с Лавалем и поблагодорил его за содействие …это был его звёздный час
После создания на неоккупированной территории Франции коллаборационистского правительства Виши во главе с Петэпом 12.7.1940 занял пост вице-президента Французского государственного совета,..
28.10.1940 также получил порт фель министра иностранных дел. 13.12.1940 обвинен в интригах и отставлен от постов группировкой, объединившейся вокруг адмирала Ж. Дарлана, но все же включен в состав Высшего правительственного совета (состоящего из 4 чел.).
27.8.1941 в Версале студент Пьер Колет совершил на него покушение.
В начале 1942 группа Дарлана была отстранена от власти, и 18.4.1942 Л. занял пост главы французского правительства, одновременно с 18.4.1942 по 17.8.1944 министр иностранных дел, а с 18.4.1942 по 30.12.1943 министр внутренних дел. Один из главных организаторов борьбы с движением Сопротивления, последовательный коллаборационист. Организовал отправку ок. 750 тыс. чел. на принудительные работы в Германию. К Л. настороженно относились как соратники, так и немцы, кроме того, его ненавидели во Франции.
20.8.1944 режим Виши рухнул, и Л. вместе с правительством вывезен в Бельфор. После освобождения Франции бежал на самолете в Испанию, 2.5.1945 арестован в Барселоне, и 5 мая принято решение о его экстрадиции во Францию. Однако затем он был освобожден и ему удалось бежать в Австрию (Линц), где он 31.7.1945 был арестован американцами.
1.8.1945 передан французским властям. 9.10.1945 приговорен французским Высшим судом к смертной казни.
Председателя Совета министров Виши Пьера Лаваля приговорили к смертной казни.
Лаваль был приговорён к смертной казни через расстрел. В утро приведения приговора в исполнение, 15 октября 1945 года, Лаваль пытался покончить с собой, выпив яд (цианистый калий), ампулу с которым он долгое время носил зашитой в полу пиджака. Он объяснил это нежеланием, чтобы французские солдаты совершили «преступление», убивая его. Генеральный прокурор, явившийся в камеру объявить Лавалю о казни, нашел его в бессознательном состоянии. Однако, поскольку от времени яд выдохся, Лаваль не умер, и ему промыли желудок несколько раз. После того, как Лаваль пришёл в сознание, он был расстрелян.