Найти тему
Софья@ПетербургиЯ

Последние годы жизни вдовствующей императрицы Марии Федоровны... Как она жила?

Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III и мать последнего императора России Николая II.

Её жизнь была насыщенной и яркой. Это была великолепная императрица, любимая мужем жена, заботливая мать.

Разговор пойдет о последних днях не императрицы, а женщины, рано потерявшей мужа, пережившей смерть своих сыновей и, в конце жизни оказавшейся в изгнании.

-2

Апрель 1919 года... английский король Георг V предоставляет в распоряжение вдовствующей императрицы Марии Федоровны дредноут "Мальборо" для немедленной эвакуации из России.

Сначала её ответ был "Нет!", но дочери убедили, что это необходимо! Тянуть дальше время и оставаться, становилось уже опасно. Мария Федоровна поставила условие - вместе с ней на "Мальборо" должны эвакуироваться все те, чьи жизни могли оказаться в опасности из-за прихода большевиков! Её требование выполнили...

В Дании Романовы поселились рядом с дворцом короля Кристиана X, который приходился племянником вдовствующей императрице (он был сыном брата Марии Федоровны) в одном из флигелей дворца Амалиенборг.

-3
Братья и сестры Марии Федоровны: король Греции Георг I, императрица Мария Фёдоровна, принцесса Уэльская Александра, принц Фредерик, будущий король Дании Фредерик VIII, герцогиня Кумберлендская Тира и принц Вальдемар
Братья и сестры Марии Федоровны: король Греции Георг I, императрица Мария Фёдоровна, принцесса Уэльская Александра, принц Фредерик, будущий король Дании Фредерик VIII, герцогиня Кумберлендская Тира и принц Вальдемар

Но финансовое положение семьи было бедственным. Сначала Марии Федоровне оказывали помощь её состоятельные друзья, но это продолжалось до поры до времени.

Потом на помощь пришел Георг V, который назначил своей тетушке ренту в 10 тысяч фунтов стерлингов.

Затем смена резиденции. Двор Марии Федоровны переезжает во дворец Видёре, содержание которого обходилось намного дешевле, чем Амалиенборг.

дворец Видёре
дворец Видёре

Мария Федоровна любила Видере и даже была рада переезду. Этот дворец принадлежал её и её двум сестрам: королеве Александре и герцогине Кемберлендской, но сестры уступили его Марии Федоровне.

Александра Датская, императрица Мария Фёдоровна и Тира, принцесса Датская
Александра Датская, императрица Мария Фёдоровна и Тира, принцесса Датская

В эмиграции Марию Федоровну поддержали все родственники, все относились с почтением, кроме её племянника Кристиана X. Унизить свою тетку было для него обычным делом. Но она на его грубость реагировала всегда спокойно и, главное, с достоинством.

король Дании Кристиан X
король Дании Кристиан X

Так, к примеру, на просьбу короля, которую он передал со слугой - экономить электричество, поскольку счета выросли до невообразимых размеров, та просто приказала своему лакею зажечь свет во всех помещениях дворца от подвала до крыши.

Императрица Мария Федоровна возле русской церкви св. Александра Невского. Слева лейб-казак Т.К.Ящик. Копенгаген. 1924 год.
Императрица Мария Федоровна возле русской церкви св. Александра Невского. Слева лейб-казак Т.К.Ящик. Копенгаген. 1924 год.

Мария Федоровна еще находила силы на то, что бы отстаивать свое мнение. В чужой-то стране, да на положении изгнанницы!

В 1925 году большевики заявили Датскому правительству, что русская православная церковь при посольстве Императорской России в Копенгагене является их собственностью. Датчане согласились с большевиками, и церковь пришлось закрыть.

Так эта почтенная дама, вдовствующая императрица, наняв лучшего адвоката страны, добилась пересмотра дела, и представьте, выиграла его! На первой после литургии она присутствовала лично. Она победила!

-9

После смерти своей сестры в 1925 году Мария Федоровна как будто потеряла смысл жизни. Возраст, да и, наверное, все жизненные потрясения, которые пришлись на долю этой женщины, всё сошлось воедино.

Александра Датская и императрица Мария Фёдоровна
Александра Датская и императрица Мария Фёдоровна
Александра Датская и императрица Мария Фёдоровна
Александра Датская и императрица Мария Фёдоровна

Сестры были очень близки всю жизнь, они доверяли друг другу. Первая реакция Марии Федоровны на смерть королевы Александры это шок. А вот когда он прошел, она стала «таять на глазах». Перестала выходить в свет, никуда не выезжала, мало с кем общалась, стала немощной и слабой.

-12

Последний год она вдруг начала подозревать во всех грехах своих фрейлин, не доверяла врачам и требовала от своей дочери Ольги, чтобы та постоянно находилась в её спальне. А еще, она погрузилась в прошлое. Из воспоминаний её дочери в.к. Ольги:

Мама никогда не говорила ни о Ники, ни о детях, хотя целыми часами разглядывала их фотографии, находившиеся во всех уголках ее спальни....
....
Однако я убеждена, что за несколько лет до своей кончины Мама, скрепя сердце, смирилась с жестокой правдой.

Последний раз Мария Федоровна видела своего сына Николая в Могилеве. Из воспоминаний графини Менгден:

На вокзале, Царь сказал последние слова прощания и стал подниматься по ступенькам поезда, сопровождаемый флигель-адъютантом.
Его флаг-капитан (К.Д.Нилов.) хотел последовать за ним, но думские господа этому воспрепятствовали. Он поцеловал руку царя, сказав с горечью: “Мне не позволяют следовать за Вами”.
На противоположной стороне перрона у окна своего купе стояла Мария Федоровна, которая видела сына в последний раз.

Король Кристиан X не хотел устраивать бывшей императрице торжественные похороны, но… ему пришлось.

Похороны императрицы Марии Фёдоровны. Копенгаген. 19 октября 1928 год.
Похороны императрицы Марии Фёдоровны. Копенгаген. 19 октября 1928 год.

На похоронах присутствовали представители почти всех королевских домов Европы, оставшиеся в живых члены семьи Романовых и тысячи русских эмигрантов.

О присутствующих Романовых Ольга сказала так:

Я с иронией наблюдала за ними, - многие из них даже не вспоминали о Мама, когда она жила в изгнании.
Однако все они поспешили на ее похороны, даже мой кузен Кирилл, которому следовало бы держаться подальше от нас.

Великий князь Кирилл Владимирович явился в Думу с красным бантом и выразил поддержку Временному правительству 1 марта 1917 г., это было за день до отречения царя Николая II, а Великие князья Николай Михайлович и Павел Александрович резко критиковали царя и приветствовали февральскую революцию, выказывая ей свою поддержку.

А вот реакция СССР на смерть вдовствующей императрицы. Полномочный представитель Советов в Дании Михаил Кобецкий в своей депеше писал:

Похороны бывшей царицы Марии Федоровны были, по желанию короля, организованы как “семейное событие”. Из дипломатов приглашен был только дуайен.
Вообще король и МИД проявили в этом случае по отношению к нам полную корректность: нигде не было вывешено ни одного старого русского флага, эмигрантам-офицерам было запрещено стоять в почетном карауле в мундирах и т.д.
Смерть старухи, несомненно, будет способствовать дальнейшему разложению местной белой колонии. Большинство газет по поводу похорон писало, проливая слезы умиления, что это похороны старой России.

В 1928 году прах Марии Федоровны был помещён в саркофаг в Королевской усыпальнице Кафедрального собора в городе Роскилле. Там покоятся её родители. Но она всегда говорила, что хотела бы быть рядом со своим мужем Александром.

И в 2006 году её завещание смогли исполнить - останки императрицы Марии Фёдоровны были захоронены в соборе святых Петра и Павла Петропавловской крепости рядом с императором Александром III.

Мария Федоровна вернулась домой.

Фотографии из интернета