Пропаганда культа личности Сталина.
Что вам приходит в голову, когда вы слышите "СССР"? Мне - знаменитые плакаты с яркими лозунгами. Я визуал и для меня нормально, что картинки в голове всплывают куда быстрее конструктивной мысли.
Плакаты в СССР стали ярким, запоминающимся средством пропаганды. Они вызывали к патриотизму, восхваляли родину, и, конечно, Вождя народа - Иосифа Сталина.
Культ личности Сталина это загадочный феномен, явившийся народу в 30-годы 20 века и тут же, затронувший все сферы жизни общества того времени. Советские люди жили иллюзиями о прекрасном, абсолютно идеальном обществе, где все в изобилие, которое способно покорить весь мир.
Я считаю, что люди всегда нуждаются в том, кто их защитит, подскажет направление, утешит или разделит радость. Чаще это Бог, но в СССР стал товарищ Сталин со своим культом.
А появился он благодаря пропаганде, и по-сути являлся той же пропагандой. В какой-то момент именем Вождя стали называться географические единицы, транспорт, культурные объекты, предметы и награды, ему посвящали музыкальные, литературные и прочие произведения искусства, ставили памятники.
Появился даже термин "Сталиниана" - это совокупность произведений искусств, посвященных Иосифу Виссарионовичу.
Культ личности продвигался также через кино. В любом фильме сталинской эпохи было его присутствие - хотя бы в виде портрета или памятника, как в фильме Волга-волга 1938 года. Такие фильмы позже подверглись редактуре, но сейчас все вернули на свое место, а "Волгу-волгу" даже раскрасили.
Не малую роль в пропаганде культа личности сыграла журналистика.
"Советская журналистика всей своей деятельностью способствовала созданию культа личности Сталина. В его личную заслугу ставились победы в первых пятилетках, в демократических завоеваниях, провозглашенных в новой Конституции СССР, в успехах строительства социализма. Пресса стала трибуной идейно-теоретического обоснования сталинизма. Как величайшие образцы творческого развития марксизма расценивались книги Сталина "Об основах ленинизма", "Краткий курс истории ВКП (б)" и др. Настойчивая пропаганда периодикой и радиовещанием авторитарной идеологии способствовала тому, что она проникла во все сферы духовной жизни общества и в том числе в журналистику, ставшую неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы". Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики.– с. 110.
Газеты стали публиковать письма и послания к Вождю. Они были от разных народов, коллективов, но объединяло их одно - любовь и вера в Сталина. Они писали "отец, друг, вождь, учитель", обращались "на ты", чтобы показать близость к нему.
В Чувашии создался целый сборник стихов-посланий к Вождю от коллектива Чувашских советских поэтов и писателей:
Самый близкий друг наш Сталин
Солнце нашего восхода!
Ты прими посланье это
От чувашского народа.
Для тебя его сложили
Сердцем любящим поэты,
Озаренные тобою
И твоим теплом согреты.
Культ личности Сталина можно рассматривать под разными углами, но его заслугу в сплочении народа нельзя не оценить. Его личностью восхищались, бедные, голодные, но верившие в светлое будущее.
Знаменитые плакаты с участием детей так и кричали - «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»
Во всех сферах о нем кричали, его боготворили.
Как ярко шла пропаганда этого человека, также молниеносно она закончилась. Никита Хрущев в своем докладе "о культе личности и его последствиях" писал:
Культ личности приобрёл такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.
Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойдённого полководца всех времён и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.
Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагромождённые в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.
Интересный факт: самым ярким инструментом пропаганды культа личности Сталина Хрущев назвал кинематограф. И последующие 5 лет, фильмы, в которых присутствует имя Вождя не демонстрировались.
Закончить хочется словами, которые чаще всего приписывают Михаилу Шолохову:
"Да, был культ… Но была и личность!"